Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

ШЕВЫРЁВЫ И ИХ ПОТОМКИ


Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   ШЕВЫРЁВЫ И ИХ ПОТОМКИ
RSS




КАЛУЖСКОЕ КУПЕЧЕСТВО
В старой Калуге купечество играло существенную роль практически во всех сферах городской жизни, несло огромный вклад в развитие города. Именно купечество дало России не только экономическое процветание, но и оставило заметный след в духовной сфере деятельности, искусстве, архитектуре, благотворительности. Многие из калужских купцов выросли в собирателей российского духовного и культурного наследия, предпринимателей в высоком смысле этого слова. России широко известны имена братьев Щукиных и Рябушинских, купеческий род которых складывался на калужской земле. Жемчужинами древнего зодчества обозначены палаты калужских купцов Коробовых, Макаровых, Золотаревых. Богатством и добродетелью прославились Шемякины, Малютины, Цыпулины, Теренины, Фалеевы. Но кто знает о десятках купеческих династий Калуги, внесших неповторимый и достойный вклад в развитие своего города, губернии, наконец, России?
По свидетельству историков многие калужские купцы “имели обширные сведения о торговле и мануфактурах и бывали сведущи в самых политических переворотах”. Некоторые даже содержали корреспондентов и поверенных в крупных торговых российских и иностранных городах. В своем отчете в “Государеву комиссию” Калужская городская управа сообщала: “Калужское купечество торгует не только во все области Ея Императорского Величества, а также: в Англию, Голландию, Польшу, во многие коммерческие города”. Внутренняя торговля калужан в основном состояла в оптовой закупке калужских товаров на ярмарках и развоз по ним мелочных товаров. Лавок в Калуге в середине 19-го века было 650; в них реализовалось различных товаров на общую сумму до 530 тыс. рублей ежегодно. Причем товары эти закупались из С.-Петербурга, Риги, Охотска, Якутска, Одессы, а также из-за границы. Богатейшие калужские купцы и фабриканты торговали с иностранными государствами и переправляли в С.-Петербург, Ригу и Одессу сала, конопляного масла, полотен, пеньки и других товаров на 12 млн. рублей в год. Довольно значительной была рыбная торговля, которую калужские купцы закупали в Астрахане, на Дону на сумму 226 тыс. рублей и продавали затем специально приезжавшим покупателям из Москвы, Витебской, Орловской и других губерний. Торговля скотом велась на сумму 235 тыс. рублей в год; скот отправляли в Москву, С.-Петербург, Ригу, в Пруссию и даже в Силезию. Хлеба Калуга закупала на хлебных рынках до 2 млн. чт. и часть его реализовалась в Гжатске, Зубцове и других городах. Общая же торговля Калуги достигала 20 млн. руб. в год.
Расцвет калужской торговли приходится на первую половину 19-го века, после 1840-х годов намечается резкий и заметный упадок производства. Еще в 1835 г. в Калуге насчитывалось 47 купцов 1 гильдии, 95-2-й и 2154 – 3-й гильдии с капиталами на 8.127 тыс. рублей; торговый оборот Калуги оценивался в 75 млн. рублей. К 1860 году картина изменилась – в Калуге насчитывалось лишь 5 купцов 1-й гильдии, 43- 2-й и 993 – 3-й гильдии с капиталом в 2.176 тыс. рублей.
В отличие от торгового оборота уровень производства существенно отставал по темпам своего развития, что было обусловлено неразвитостью капиталистических отношений. В 1880 г. в Калуге насчитывалось 103 фабрики и завода при численности рабочих 1478 человек с уровнем производства на 690 тыс. рублей. Достаточно интенсивно было развито кожевенное производство, в котором было занято 15 заводов; из них на 9 при 75 рабочих производилось продукции на 240 тыс. рублей. С процветанием кожевенного дела связаны имена Грибановых, Коробкова, Посникова, Слобоженинова, Перекалина, Ларина и др. Существенным было рогожное производство, которым занимались в те времена 7 фабрик; на трех из них было 585 рабочих с уровнем производства 56 тыс. рублей. Капиталы в развитие кожевенного дела в Калуге вкладывали Фалеев, Машошин, Вереитинов и др. Щетинным делом занимались Золотарев и Борисов, два их завода при 90 рабочих производили в год продукции на 60 тыс. рублей. Чугунолитейным делом занимались Засыпкины, Лавровы, Киселевы, Барановы. Чугунолитейные заводы по тогдашним временам являлись наиболее прибыльными; например, на заложенных Е. Демидовым заводах Дугненском, Богдано-Петровском и Ханинском численность рабочих составляла 980 чел. (данные 1910 г.), расходы на зарплату 181 тыс. руб.

ЗАВОДЫ
Традиционно в среде калужского купечества выделялись самые богатые торговые люди и целые фамильные династии купцов первой, второй и третьей гильдии, кто владел финансовыми капиталами в сотни тысяч и даже миллионы рублей. Из этой социального сословия вырастали и будущие предприниматели, заводчики и фабриканты, крупные акционеры, благотворители и меценаты. Многие из знатных калужских купеческих фамилий – выходцы из народа. Таковыми были заводчики братья Барановы. Трудовая династия – как сказали бы в наши дни. Их дед – Антип Баранов, родом из Дугны, начинал работать мастеровым у самого Никиты Никитича Демидова. Одним из первых он начал осваивать чугунолитейное дело в Калужском крае - с самого образования Дугненского чугунолитейного завода. По его стопам пошел и сын – Гаврила Антипович Баранов, а когда настало время уходить с завода, он передал трудовое ремесло своим детям – старшему Сергею и младшему Никите. Так, числясь крепостными московского купца Дмитрия Дементьевича Лаврова, молодые братья Барановы впервые очутились на Дугненском чугунолитейной заводе. За годы работы они освоили технологический процесс литья, став как их дед и отец квалифицированными специалистами чугунолитейного дела. Наверное, они никогда не вошли бы в Калужскую историю, если бы не дарованная после крестьянской реформы 1860-го года свобода, которая позволила им заняться торговлей и предпринимательством. Барановы, имея усадьбу возле торговой площади в п. Дугне, открывают трактир “Белую харчевню”, за счет чего в 1870-х годах выкупают от Дугненского общества свою усадебную оседлость. Прошло еще совсем немного времени и новоиспеченные купцы Барановы пополняют ряды калужского купечества. Но Барановы не только купцы, они еще и меценаты. Денежные средства они вкладывают в благотворительность - жертвуют деньги в основанное в Дугне в 1915 г. церковное общество “Отрада и утешение”, на их средства в п. Дугна возведена “Барановская” церковь, открыта больница-лечебница при Ханинском заводе. И сейчас в пос. Дугне возвышается “Барановская” церковь, а вот роскошный дом Барановых в руинах – в разные времена там размещался сельсовет, исполком, торговый центр.
Уже к началу 20 века братья Барановы получают известность, выкупая в аренду Дугненский, Ханинский и Богдано-Петровский заводы, заложенные самими Демидовами. Расцвет металлургической промышленности Калужского края был связан с этими заводами. Основатели чугунолитейного дела – заводчики Демидовы выбрали наши места не случайно. И сейчас эту местность называют Калужской Швейцарией. Богата она полезными ископаемыми – запасами каменного и бурого угля, нерудными строительными материалами (известняками, керамзитовыми и огнеупорными глинами), фосфоритами и железорудными месторождениями, которые встречаются в Калужской области повсеместно (главные месторождения в Жиздре и на реке Протве). Другая железная руда – серный колчедан, который в большом количестве добывался в Боровском и Медынском уездах. Из серного колчедана производили, в основном, серную кислоту и, отчасти, железный купорос. В Калужской области имелись и около 40 месторождений каменного и бурого угля. Наличие такого хорошего топлива как каменный уголь, способствовало деятельности чугунолитейных заводов в Калужском крае. Близость реки Оки и соседство с Тульской областью создавали благоприятные предпосылки для доставки тульской железной руды к заводам по сплавной реке Оке. Наличие постоянных запасов воды было крайне необходимо для функционирования доменных печей. Переработка железных руд и чугуна в Калужской губернии началась с давних пор. Чугун представляет собой сплав железа с углеродом. Его получали тогда, главным образом, из бурого железняка. Процесс восстановления железа из руды проводился в доменной печи. В дальнейшем из этого железа и получали качественный литейный чугун. Уже в середине 17 века на территории нашей области работали первые вододействующие доменные заводы – Поротковский (Протвинский на р. Протве (в старину Поротва)) и Угодский, которые в 1656 и 1678 гг. арендовали голландцы Акема и Марселис. Затем Вахромей Миллер построил еще один молотовый завод севернее Угодского и Боровского уездов, на реке Истье. Примечательно, что в этой местности были открыты целебные источники минеральных вод. В 1722 году сюда приезжал сам Петр I, который лично осмотрел заводы и лечился минеральной водой. Прибывший в Калужскую губернию в 1700 году для устройства заводов горнозаводчик Никита Демидов был хорошо осведомлен о богатствах Калужского края и значении черной металлургии в экономике молодой России. Заложенные им заводы на реке Дугне (Дугненский завод, основан Н. Н. Демидовым в 1702 год), реке Брынь, (“Брынский завод”, построенный Н. Н. Демидовым в 1726 году), чугунолитейный завод у деревни Верхняя Вырка (основан Н. Н. Демидовым в 1740 году) - старейшие в Калужской области. В середине 18 века Дугненский, Брынский и Выровский заводы ежегодно отправляли на внутренний рынок 19 тысяч пудов железа и, кроме этого, посылали значительное количество железа в Петербург для “заморского отпуску” и другим городам России. Производство железа на этих трех заводах в те времена составляло от 40 до 70 тысяч пудов в год, что соответствовало выплавке примерно 60-100 тысяч пудов чугуна. К Демидовским заводам на территории Калужской области также относилось чугунолитейное производство на реке Ломпадь (Людиновский чугунолитейный завод, основанный Е. Н. Демидовым в 1755 году (он куплен в 1820 году И. А. Мальцовым) и Сукремельский завод, построенный прапорщиком П. Е. Демидовым в 1797 году) и реке Черепеть (Ханинский и Богдано-Петровский заводы, основанные в конце 18 – начале 19 века П. Е. Демидовым).
Еще в 1702 году вблизи реки Оки, в 50 км. от Калуги на месте заложенного в 1690 году Львом Нарышкином “железного завода” Никита Демидов начал строить Дугненский чугунолитейный завод. В 1715 году завод унаследовал Евдоким Никитич Демидов, первую плавку чугуна завод произвел в 1720 году. Руду для Дугненского завода поставляли из под Тулы, а леса были поблизости. Главной транспортной артерией являлась река Ока. В 1766 году завод выработал 189 тысяч пудов чугуна и 29 тысяч пудов железа. В расцвет Калужского наместничества в 1785 году на заводе были установлены еще две доменные печи, выпускавшие за год 140 тысяч пудов чугуна который частью сбывался на месте, а большею частью отвозился для переплавки на железо в Людиновский и другие заводы. В 1796 году недалеко от старого Акинфий Демидов построил Ново-Дугненский завод с плотиной и домной, который продолжал развиваться в последующие времена. Во время Отечественной войны 1812 году Дугненские металлурги по заданию М. И. Кутузова отливали для нужд русской армии картечь и ядра. Позднее завод выпускал и известное на всю Россию художественное литьё. Дугненскими мастерами отлиты барельефные плиты для постамента памятника князю Владимиру, установленного в середине 19 века в Киеве на Подоле. В 1861 году на заводе работали 180 литейщиков, 4 горновых, 6 кузнецов, 30 молотобойцев, 13 слесарей, 6 мастеров. Условия работы в те времена были очень тяжелыми. 16 мая 1861 года член комитета по устройству быта помещичьих крестьян Калужской губернии П. Н. Свистунов, ревизовавший завод, доносил о жалобах рабочих на тогдашнего арендатора завода Новикова - на плохие условия труда, низкой заработной плате, незаконных штрафах и вычетах. Недовольства рабочих переросли в стихийные волнения в феврале 1862 г. и в сентябре 1865 г., и прекратились лишь после вмешательства полиции и военных частей калужского гарнизона. Забастовки рабочих, социально-экономические условия тех лет, революционная агитация, моральная атмосфера в обществе – все это приводило к спаду производства. В середины 19 века завод часто переходил из рук в руки, одно время принадлежал купцу Д. Д. Лаврову и бездействовал, в 1910 г. – Шарутину, генерал-майору Е. А. Погожину. В начале 20-го века главным арендодателем на Дугненском чугунолитейном заводе значился калужский купец Никита Гаврилович Баранов, родители которого были оседлыми жителями Дугненского завода - отец и дед работали мастеровыми на этом заводе. Работало в те времена на заводе 450 рабочих (зарплата - 87 тыс. рублей в год). В 1912 году годовой выпуск продукции составлял 154 тыс. рублей в год. Из домны выплавлялось 90 тыс. пудов изделий, в том числе штыка – 70 тыс. пудов. Из вагранки отливалось 80 тыс. пудов разных изделий: горшков – 35 тыс. пудов; котлов – 20 тыс. пудов; сковород – около 20 тыс. пудов; печей – 8 тыс. пудов; вьюшек – 12 тыс. пудов; задвижек – 10 тыс. пудов; плит – 5 тыс. пудов и других предметов – 10 тыс. пудов (по данным Д. И. Малинина).


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 #

Текущий рейтинг темы: Нет



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта