Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

ШЕВЫРЁВЫ И ИХ ПОТОМКИ


Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   ШЕВЫРЁВЫ И ИХ ПОТОМКИ
RSS



В течение 6 лет с 1868 по 1874 гг. библиотека Шевыревых оказывала идейно-политическое влияние на умы калужан. По замыслу ее основательниц, библиотеке приписывалась ведущая роль в народном просвещении и пропаганде социал-демократических идей среди народных масс и калужан. Но библиотека не была главной целью содержательниц библиотеки – сестер Шевыревых, а лишь способом привлечения к освободительному движению путем пропаганды запрещенных изданий и нелегальной французской литературы среди молодежи. В истории Калужского края эта библиотека сыграла не столько культурно-просветительную роль, сколько революционизирующую. Через нее осуществлялись связи калужских народников с социал-демократическими организациями и типографиями других городов России. Посредством библиотеки Шевыревы напрямую были связаны с московской народнической типографией Ипполита Мышкина, а через нее - с другими городами России: Тверью, Новгородом, Смоленском, Киевом, Екатеринославом, Саратовом, Петербургом. Она распространяла в среде учащейся молодежи запрещенные издания: М. Бакунина “Государственность и анархия”, ”Сила солому ломит”, ”Труд и капитал” Лассаля, ”История крестьянства” и другие. Одна из сестер Шевыревых - Ольга - работала в типографии Мышкина наборщицей и корректором, набирала и печатала сочинения Лассаля, которые рассылались в разные города, в частности, в Калугу, а из Калуги - по уездным городам губернии. И в этом просветительском деле главную роль играли сестры Шевыревы и их библиотека.. По сути она являлась первым опытом бесплатных народных библиотек-читален в Калужском крае.
Судьбы основательниц библиотеки Ольги и Елизаветы Шевыревых трагичны. Все они, включая их сестер Апполинарию, Серафиму, Марию и брата Николая Шевырева были причастны к народническому движению 70-х годов и подверглись политическим репрессиям. В результате обысков и арестов, которые проводились полицией одновременно во всех городах, связанных с типографией Мышкина, библиотека Шевыревых была закрыта, а ее владелицы арестованы и проходили по делу о революционной пропаганде (”Процесс 193-х”). Ольга Дмитриевна (1854 -?), работающая в подпольной типографии Ипполита Мышкина, арестована полицией 4 августа 1874 г., в 1875 году проходила по “Процессу 193-х”: привлекалась за участие в антиправительственной пропаганде и несколько лет содержалась под арестом в Петропавловской крепости. В 1878 году она добровольно последовала за своим мужем Н. И. Скворцовым в ссылку в Тобольскую губернию. Мария (1842-1894) вместе с сестрами участвовала в делах библиотеки, впоследствии была земской акушеркой в Песоченском заводе (г. Киров). Апполинария (1847-1935) работала курьером - привозила книги в библиотеку из Москвы и Петербурга. Она была замужем за начальником технического училища, впоследствии губернского инспектора народных училищ М. В. Преображенским. Вместе с ним, а также сестрой Елизаветой и братом Николаем, она спустя 20 лет состояла членом Общества бесплатной библиотеки-читальни, которая пропагандировала социал-демократические идеи. Впоследствии Апполинария Дмитриевна стала врачом и была последней из сестер, жизнь которой закончилась в их доме № 40 (снесен в 1985 г.) на бывш. ул. Шевыревской (ныне ул. Дзержинского).
Сестрам Шевыревым симпатизировали молодые чиновники контрольной палаты и окружного суда, студент Московского университета Анатолий Эпенетович Лучшев (воспитанник декабриста Г. С. Батенькова), а также Михаил Васильевич Преображенский - муж старшей сестры Шевыревой, который был начальником технического училища, ставшего оплотом социал-демократии и воспитавшего десятки революционеров, в том числе Никифора Вилонова. К сестрам Шевыревым обнаружила симпатию и невеста народника Петра Ткачева - А. Д. Дементьева, прибывшая в Калугу после отбытия наказания в Петропавловской крепости и Литовском замке. Она приехала в Калугу в 1872 г., почти ежедневно бывала в библиотеке или дома у Шевыревых. Также часто она посещала писателя-публициста полковника Н. В. Шелгунова, жившего в Калуге с 1869 г. Свидетельств того, что Н. В. Шелгунов был знаком с Шевыревыми или посещал их библиотеку не имеется, но его осведомленность о делах Шевыревской библиотеки и косвенное влияние на нее через А. Д. Дементьеву несомненно. Это подтверждается интересом Н. В. Шелгунова к вопросам библиотечного дела в Калужском крае в связи с фактом организации в 1870 г. библиотеки товариществом ”Подспорье”. Душой всей благотворительной деятельности “Подспорья” был, несомненно, Михаил Александрович Языков (1812-1885), занимающий в Калуге пост управляющего акцизными сборами. Почитатель антикрепостнической направленности журнала “Современник”, лично знакомый с В. Г. Белинским, М. А. Языков целиком разделял идеи освобождения крестьян. Библиотека для чтения была учреждена М. А. Языковым совместно с либеральными калужскими чиновниками – Н. С. Кашкиным, П. А. Кавторадзе, А. Н. Цуриковым и В. А. Сытиным “с целью доставить жителям всех сословий возможность пользоваться чтением книг, журналов и газет”. Она располагалась в двух мебелированных комнатах в доме купчихи Устряловой (ныне ул. Ленина, д. 107). Исследование Д. И. Малинина ”Щелгунов в Калуге” устанавливает участие Щелгунова в создании товарищества “Подспорье” и открытии библиотеки. Н. В. Шелгунов изучал вопрос общественной пользы товарищества “Подспорья” и был активным подписчиком его читального зала. Оценка деятельности товарищества была дана Н. В. Шелгуновым в его статье ”Дела Калужского “Подспорья”, опубликованной в 1873 г. в журнале “Неделя”. Как положительный момент следует отметить относительную доступность этой библиотеки для широкого читателя. Плата за годовое чтение взималась в размере 5-6 рублей. За разовое посещение уплачивалось 3 копейки. Все это в соединении с довольно крупным книжным фондом (5362 экземпляра) содействовало высокой для того времени посещаемости библиотеки – 2250 посещений в год. Библиотека товарищества “Подспорье” сумела привлечь симпатию читателей и, возможно, в дальнейшем стала на путь воспитательной работы с демократическими читателями, если бы не пожар 1872 г., в ночь с 7 на 8 сентября уничтоживший всю библиотеку.
Идеи народного просветительства получили новое развитие два десятка лет спустя, когда в 1897 году в Калуге при участии Шевыревых было организовано общество бесплатной библиотеки читальни – фактический праобраз библиотеки сестер Шевыревых. Дом на Тиличеевской улице, в котором помещалась библиотека (теперь это обл. тубдиспансер на ул. Революции 1905 г., д. № 8), был флигелем дома заводчицы О. К. Гончаровой, которая разрешила обществу пользоваться им бесплатно. Ольга Карловна Гончарова одновременно сдавала свой дом в аренду губернскому жандармскому управлению и предоставляла квартиру в этом же доме поднадзорной ссыльной, участнице революционного движения с 1892 г. - Е. Н. Адамович. Организация общества бесплатной библиотеки-читальни находилась в непосредственной связи с той политической обстановкой, которая сложилась в Калуге в 90-х годах позапрошлого века. Близость к Москве, постоянное проживание в Калуге политических ссыльных, тесная связь с московским и петербургским студенчеством создавало в Калуге благоприятную атмосферу для восприятия революционных идей. В деятельности общества приняли активное участие те, кто 20 лет назад пытался через библиотеку вести пропаганду освободительных идей – это прежде всего Елизавета и Николай Дмитриевич Шевыревы, их зять Михаил Васильевич Преображенский, Анатолий Эпенетович Лучшев. Членами общества в разное время были состоящие под надзором полиции социал-демократы М. П. Доброхотов, Д. В. Розанов, С. П. Середа, А. А. Гурьев. Среди конспираторов, организовавших “летучую библиотеку” при Бесплатной народной библиотеки-читальни, несомненно, был Д. В. Разломалин, самоотверженный патриот, замечательный пропагандист историко-краеведческих знаний. Его воспоминания “Первые шаги партийной организации в Калуге” пролили свет на организующую, революционизирующую роль Бесплатной народной библиотеки-читальни в общественно-политической жизни Калуги 1897-1900 гг. Библиотекарями в открывшуюся библиотеку-читальню были назначены И. Т. Чулицкая, Е. М. Роганова и Е. И. Виноградская, из которых две первые состояли на учете в жандармском отделении. Триумф Бесплатной народной библиотеки-читальни продолжался несколько лет. Уже в 1902 г. Общество потерпело банкротство, особенно в связи с параллельной деятельностью второй народной библиотеки-читальни, открытой на средства города. В своем уже новом виде Общество бесплатной библиотеки читальни просуществовало до Октябрьской революции 1917 г., которая национализировала частные библиотеки, создав централизованную сеть городских, уездных и сельских библиотек и изб-читален, комплектующихся из запасов частных собраний.
Калуга также отмечена присутствием другого известного представителя рода - Степана Петровича Шевырева (1806-1864) – российского критика, историка литературы, поэта, академика Санкт-Петербургской Академии наук (1847). Перу С. П. Шевырева принадлежат работы на исторические и философские темы, а также по истории поэзии. Вместе с М. П. Погодиным С. П. Шевырев возглавлял московский журнал “Московитянин”. Теоретик любомудров, сторонник правого крыла славянофильства, он часто бывал в Калуге, был знаком с фольклористом, исследователем древнерусской культуры П.В. Кириевским, происходившим из дворян Калужской губернии и с монахом Козельской Введенской Оптиной пустыри Порфирием (в миру Петр Александрович Григоров). С. П. Шевырев вместе с П. В. Кириевским принимал активное участие в издательстве Оптиной пустыни.
Неизвестно, разделял ли, как его двоюродный брат Петр Яковлевич Шевырев и сестры Шевыревы идеи социал-демократии – Александр Александрович Шевырев (старший) (1854-1929?). Но его осведомленность в семейных делах – безусловно. Политика его мало интересовала. Свою жизнь он целиком посвятил торговому ремеслу и семье, связав свою судьбу с дочерью заводчиков Барановых - Синклитьей Сергеевной Барановой (1860-1929?). Именно с этой историей связана трагическая судьба последнего дореволюционного поколения Шевыревых.


Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 #

Текущий рейтинг темы: Нет



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта