Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

ПЕРВЫЙ КАЛУЖСКИЙ ВОЕВОДА Д. БЕСТУЖЕВ


Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   ПЕРВЫЙ КАЛУЖСКИЙ ВОЕВОДА Д. БЕСТУЖЕВ
RSS



Первым провинциальным Калужским воеводой, назначенным Петром I в 1719 году был стольник Д. Бестужев. Он происходил из старинного дворянского рода, восходящему к началу XV века, многие представители которого служили великим князям московским. Годы его воеводства пришлись на время петровских реформ, когда Калуга становится центром образованной в 1719 году Калужской провинции, входящей в Московскую губернию. Воевода наделялся широким кругом полномочий. Ему подчинялись и армия и суды и полиция. В его обязанности входили дела управления провинцией, военной безопасности, полицейского надзора. В годы правления Бестужева Калуга, тяжело пережив Смутное время, начинает благоустраиваться. В ней интенсивно развертывается каменная застройка. Воздвигаются каменные палаты, церкви, дома. К 1760 году в городе насчитывается уже 27 каменных церквей и 83 каменных жилых построек. Начинается интенсивное развитие отечественной промышленности и металлургии. Растет и развивается торговля Калуги со многими зарубежными странами – Англией, Германией, Голландией. На смену городу-крепости пришла Калуга купеческая.


Городская жизнь Калуги середины XVIII века не отличалась прогрессом и разнообразностью. Внутри города - бывшей крепости строения были почти все деревянные, давно пришедшие в ветхость. Домами калужан служили деревянные избы, огороженные кольями и плетнем. Каменных капитальных домов в Калуге в то время было немного. И лишь некоторые улицы, как Московская, тянувшаяся от перевоза через Оку мимо Воскресенской церкви к Кресту, были вымощены камнем или деревом. Остальные же были искажены беспорядочно разбросанными домами. Городские депутаты не раз жаловались на скученность строений и тесноту: «за теснотою жительства внутри города, многие принужденными находятся, поселять себя уже на выгонных гражданских землях и заводить там для своих промыслов магазейны, а художники всякия рукодельныя строения».
Как пишет известный калужский краевед Д. И. Малинин самоуправство, драки, побоища были обыкновенным, никого не удивлявшим явлением жизни. Как сообщает Калужская летопись, в 1721 году, «в Калуге на торгу собрались многолюдством крестьяне и учинили великий бунт», напали на драгун квартировавшего в Калуге Астраханского драгунского полка и «избили их смертным боем». Не составляли исключения в смысле нравов и сами горожане. В этой среде большие ссоры породили выборы в городскую ратушу. Еще в 1703 году между горожанами произошла распря по вопросу о таможенных выборах. На этой почве образовалось несколько крупных партий, наиболее многочисленными из которых были гончары. Последние впоследствии отделились от других ремесленников во вновь образованную гончарную ратушу. Только в 1724 году, когда был учрежден городовой магистрат «виновные были приведены в послушание». В это время через Калугу проезжал пользовавшийся благосклонностью Петра Великого граф Г. П. Чернышев. Обе враждебные партии решили его встретить с хлебом-солью, но по отдельности. Удивленный Чернышев, узнав в чем дело, приказал сопровождавшим его гренадерам бить купцов плетьми. Те упали на колени и просили помилования. Чернышев послал за протопопом, который тотчас явился с крестом и евангелием. Граф приказал им присягать о примирении, и в знак этого тут же заставил их целоваться. Впоследствии этот случай вошел в историю Калуги как «Чернышевский мир».
Вот в таких сложных условиях пришлось новому государю Петру I проводить административную реформу России на местах. До этого Калужская земля подразделялась на равные области. Ситуация изменилась в 1708 году, когда были образованы губернии. Тогда часть Калужских уездов отошла к Москве, а часть к Смоленску. Реформой 1719 года была учреждена Калужская провинция, входившая в состав Московской губернии. К Калуге были приписаны все уезды, за исключением Боровска, Малоярославца, Тарусы и Оболенска, отнесенных к Москве. Указом от 29 мая 1719 года Калуга сделалась новым административным центром провинции, во главе которой стал первый воевода стольник Д. Бестужев. Согласно указу “в тех провинциях велено быть: в порубежных в знатных генерал-губернаторам, а в других провинциях – губернаторам, вице-губернаторам, обер-комендантам и комендантам, в прочих, окромя Московской, внутренних во всех провинциях воеводам”. Правой рукой Бестужева и главным исполнителем по финансовой части был назначен камерир – Щербачев. Воевода наделялся широким кругом полномочий. Прежде всего ему предписывалось “во всем царскаго величества интерес и государственную пользу тщательно оберегать”, заботиться о внешней безопасности провинции, отражать военные нападения, не допускать в провинцию шпионов, осуществлять надзор за общественной безопасностью, ”чтобы никому насилия, грабежа чинено не было, а воровство и разбои прекращены были и достойно наказаны”. Особенно рекомендовалось воеводе смотреть, чтобы не было в провинции гулящих людей и просителей милостыни, которых так не любил Петр; этих бездельников предписывалось хватать и отдавать на всякую работу. Воевода должен был смотреть, чтобы соблюдались все права каждого сословия; крепостное крестьянство поручалось особой заботе воеводы – он должен был брать в опеку деревни тех помещиков, которые оказывались “непотребными разорителями”. Наконец, воевода должен был заботиться о материальном, нравственном и духовном благосостоянии населения своей провинции, смотреть, чтобы ”всякие заводы в добром состоянии содержались” и чтобы ”люди работные там удовлетворены были”. Воевода приказывалось не только следить за всем этим, но и предоставлять в Сенат и коллегии свои соображения о способах улучшения в сфере торговли, образования, медицинского обеспечения и др. Столь многообещающе были задачи, возложенные законодателем на воеводу.
Населения во вновь образованной Калужской провинции было более чем достаточно. В 1720 году в ней насчитывалось около 19 тысяч дворов, а душ мужского пола – 158,843 человек. Одних посадских насчитывалось 5924 человек. В 30-х годы ХVШ века в Калуге насчитывалось более 60 улиц и переулков, 2431 дворов и 13,5 тысяч жителей. Насколько быстро возрастала Калуга, видно из того, что она за полстолетия увеличилась в два с половиной раза. И это несмотря на то, что в 1719 и 1720 годах правительство перевело около 20 семейств посадских с количеством до 80 душ мужского пола в Гжатскую пристань. Не останавливали прогрессирующего роста Калуги и социальные бедствия и катастрофы, выпадающие в те времена на ее долю. В 1723 и 1733 годах Калугу постиг страшный голод. Жители ели дубовую кору, питались крапивой и лебедой. Многие калужские купцы – Масленниковы, Свечниковы, Лесовы в это тяжелое время сделали все возможное для спасения калужан, безвозмездно накормив по 2-3 тысячи голодающих. Страдала Калуга и от другого спутника деревянной Pycи — пожаров. Она сильно горела в 1742, 1754, 1758, 1760 и 1761 годах. Убытки от пожаров были столь огромны, что иной раз доходили до миллиона рублей. Во время пожаров горели и церкви, потому с той поры их строили каменными, а с 1685 года по 1754 год в Калуге было отстроено заново 27 каменных церквей. Особенно несчастен был 1761 год, когда в пламени пожара, уничтожившего почти пол-Калуги, полностью выгорели баржи с товарами калужских купцов в Санкт-Петербург, от чего купцы понесли убытков на 160 тыс. рублей. Во время пожаров бывали и массовые человеческие жертвы: в 1754 году в Калуге погибло 177 человек. Но особенно много горожан умерло в 1771 году, когда Калугу захватила свирепствовавшая тогда в России чума. Против чумы были приняты меры предосторожности: при въездах поставлены: были рогатки и караулы, с целью никого не впускать в город и не выпускать из него; имущество умерших от заразы сжигалось; трупы хоронились отдельно — около Яченки и близ Болдасовки. Городские власти не имея никаких средств для борьбы с заразой, прибегали к мерам духовным. Священники обходили свои приходы с иконами и молебнами, а потом учредили общий крестный ход, в день которого был предписан пост — запрещено печь калачи и торговать в лавках. Чума прекратилась 2 сентября 1771 года. В память этого события в Калуге вплоть до 1917 года совершался крестный ход с выносом иконы Калужской Божьей Матери.
Время Петровских реформ принесло в Калужский край такие разительные перемены, которые заложили прочный фундамент для перехода провинциальной Калуги к будущему центру всей губернии. По всему городу началось строительство новых каменных домов и церквей. В 1700 году их было 11, а к 1760 году в городе насчитывается 83 каменных построек. С 1700 по 1754 годы в Калуге было возведено на местах деревянных – сгоревших или разобранных по ветхости - 27 новых каменных церквей. Заново отстроены одноглавая каменная церковь во имя Воздвижения Животворящего Креста с Георгиевским пределом (1719 г.), церковь Казанской божьей матери (1717 г.), Знаменская церковь (1720 г.), Спасо-Слободская церковь (1732 г.), Ивановская церковь (1735 г.), в том же 1735 году – Богоявленская церковь и др. Хоромные деревянные строения в то время сменились каменными палатами в стиле барокко с узорчатыми наличниками окон и пилястрами в классическом стиле. Становится известным и имя первого зодчего Калуги времен Петра I. Это был “московский государев плотник Савко Михайлов”, который по словам краеведа С. Безсонова, “делал образец… и за плотниками смотрел”. Многие из бывших слобод Калуги в то время носили названия ремесленных общин, перешедших позднее в названия улиц: Гончарная, Крашенинная, Рыбная, Стекольчатая, Кожевники, Ямская и др. Из века в век передавали мастера свое ремесло сыновьям и внукам. Среди гончаров прославились производством посуды и изразцов фамилии Кувшинниковых, Жориных, Ланеевых, Рыжовых, Хатунцевых. Высоким кузнечным искусством отличались кузнецы-чеканщики Афончиковы, Порываевы, Кадмины.
Большое развитие получают мыловаренные, сахарные и кожевенные заводы. Появляются первые чугунолитейные и парусные предприятия, впоследствии составившие костяк отечественной промышленности и металлургии. Преуспевает и пивоварение, поскольку Калуга издавна славилась своей водой. В 1722 году бывший проездом на Истьинском заводе в Малоярославльском уезде Петр I, лечился минеральными водами.


Страницы: 1 2 #

Текущий рейтинг темы: Нет



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта