Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ XX ВЕКА А.Л.ЧИЖЕВСКИЙ


Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ XX ВЕКА А.Л.ЧИЖЕВСКИЙ
RSS

Автор статьи: Олег МОСИН, Светлана МОСИНА
Первоисточник: Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника
Страницы: 1 2 #


Над работать и работать, чтобы создавать культурные ценности. Если вы проникнитесь этим убеждением, работа вам покажется легкой и приятной, как бы тяжела она ни была, и вы пойдете рука об руку с новой эпохой»

А.Л. Чижевский.

На 1-ом Всемирном конгрессе биофизиков в Нью-Йорке Александра Леонидовича Чижевского назовут "Леонардо да Винчи ХХ века". Хотя русский человек скорее сравнил бы его с Ломоносовым, не только своим стихом сказавшим, но всею жизнью в науке и искусстве доказавшим, "что может собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов Российская земля рождать". Действительно, если проанализировать все созданное самородными умами и талантами этих двух гениев, то окажется в них много близкого по духу и по масштабу. И Ломоносов, и Чижевский проявили свое великое дарование и предвидение в совершенно новых для своего времени естественных отраслях наук. И, кроме того, оба занимались языкознанием и поэзией, первый — искусством мозаики, второй — живописью и музыкой. Оба оказались людьми планетарного масштаба, стремящимися увидеть Землю в новом вселенском свете, поставив энергию Земли и Солнца на службу человечеству. Именно А. Л. Чижевский стал первооткрывателем солнечной активности и периодичности солнечных колебаний, высказал идею, что массовые исторические социальные процессы на Земле определяются солнечными циклами. Его исследования на десятилетия опередили мировую научную мысль, создав новую науку о Солнце. Изучая различные проявления жизни в связи с солнечной активностью, он стал основателем специальной дисциплины – гелиобиологии. Также А. Л. Чижевский изобрел метод электроаэрозольтерапии, электроокраски и электростимулирования химических реакций, что ознаменовало становление электронной технологии в материальном производстве. Им же изобретена столь популярная в наши дни лампа Чижевского, открыта структура плазмы крови, принципиально важная для понимания физиологии крови и диагностики рака. Помимо научных заслуг высокой оценки удостоились его литературные и поэтические произведения, а также художественно-графические работы. Столь разнообразны были интересы этого талантливого незаурядного человека своей эпохи. Даже находясь в сталинских лагерях, забытый и опороченный, он творил, мыслил, изобретал. “История человечества есть процесс необратимый”,- писал он в своих мемуарах.- ”Надо работать и работать, чтобы создавать культурные ценности. Если вы проникнитесь этим убеждением, работа вам покажется легкой и приятной, как бы тяжела она ни была, и вы пойдете рука об руку с новой эпохой”.


Александр Леонидович Чижевский родился в 1897 году в городе Цехановце Гродненской губернии (ныне Польша) в семье известного военного специалиста – генерала Леонида Васильевича Чижевского. После Октябрьской революции, перейдя на сторону советской власти, он работал вместе со знаменитым конструктором оружия Ф. В. Токаревым. Большую роль в воспитании Саши сыграла его бабушка — Елизавета Семеновна Чижевская — внучатая племянница прославленного флотоводца, адмирала П. Н. Нахимова. Она занималась с внуком литературой, живописью, музыкой, поэзией, иностранными языками. Еще в раннем детстве Александр получил прекрасное домашнее образование и, поправляя слабое здоровье, объездил многие города и курорты Франции, Италии и Греции. В семилетнем возрасте он брал свои первые уроки живописи у знаменитого французского живописца Шарля Нодье, затем обучался в Бельской мужской гимназии. В 1913 году отца переводят по службе в Калугу, откуда он в 1914 году командиром артиллерийской части отправляется на фронт. В этом же году Александр блестяще заканчивает калужское частное реальное училище Ф. М. Шахмагонова, сдает экзамен по латинскому языку зкстерном за курс гимназии и в 1915 году поступает в Московский археологический институт.
Первым самостоятельным научным трудом будущего археолога, как ни странно, оказывается магистерская диссертация на далекую от археологии тему "Русская лирика ХVШ века". И еще один неожиданный виток его многогранной научной карьеры. Будучи в 1915 году слушателем Московского коммерческого института, он переходит в вольнослушатели физико-математического факультета Московского университета. И вдруг словно взыграла отцовская кровь. В 1916 году он добровольно идет на фронт, в артиллерийскую часть, и проявляет себя геройски в боях в Галиции, становясь в свои неполные 20 лет кавалером Георгиевского креста IV степени. И только по ранению увольняется из армии.
Затем последовали трудные и упорные годы его удивительно многогранной научной деятельности. Сначала в 1918 году он защищает диссертацию в Московском университете на степень доктора всеобщей истории. Позже занимается физиологией при медицинском факультете университета. Однако гражданская война, разруха, отсутствие средств не позволили Чижевскому продолжить в Москве задуманные им исследования по влиянию ионизированного воздуха на биологические объекты. И он возвращается в Калугу, в дом № 10 на Ивановской улице, заняв в нем несколько комнат под лабораторию. Скоро в свою лабораторию он приведет и своего кумира - Константина Эдуардовича Циолковского, сыгравшего большую роль в становлении Чижевского как ученого, делясь с ним мыслями о перспективах аэроионизации, о солнечной активности, которая влияет на все живое на Земле, без познания которой нельзя лететь в Космос. Циолковский не только поддержал идеи молодого ученого, но и сердечно растрогался: его молодой ученик глядел вперед – и это верная порука, что его труды не были напрасны! В благодарность Чижевский содействовал утверждению мирового приоритета К. Э. Циолковского в области космонавтики, переиздав в 1924 году его работу «Ракета в космическое пространстве».
Но для того, чтобы вести исследования, нужны были деньги. С 1918 года А. Л. Чижевский начинает зарабатывать их уроками по русскому языку и литературе на Калужских командных пехотных курсах. Именно здесь он пишет и первый в новой России учебник русского языка с новой орфографией. Очевидно, преподнес он это издание и наркому Луначарскому, поскольку вскоре от Академического отдела Наркомпроса РСФСР за подписью известных поэтов России Валерия Брюсова и Вячеслава Иванова он получает мандат литинструктора, становясь в Калуге первым председателем союза поэтов. Сыграл здесь свою роль, вероятно, и первый поэтический сборник "Стихотворения", еще юношеский, изданный в 1915 году в Калуге. "Тетрадь стихотворений (1914-1918 гг.)" — вторая книжка — издана в Калуге в 1919 году. Трактат "Академия поэзии" выходит в свет в 1918 году. Всего же, им было написано около тысячи стихотворений. И значительная часть их вышла из печати уже в наше время. Однако литературное наследие Чижевского составляют не только стихи, но и художественная проза, литературно-критические статьи. Среди них драма "Кулисы царства", "Повесть о русском интеллигенте", серия рассказов и автобиографических записок.
И все же литературное творчество А. Л. Чижевского лишь подчеркивает характерные особенности его личности, его разносторонние интересы. Как отмечает литературовед В. И. Безъязычный, сочинения эти относятся к такому ряду, в котором "авторы-ученые сознательно или подсознательно ищут кратковременный отдых в замене основной умственной работы научного характера".
К этому же ряду можно отнести и живопись ученого. Однако появление отдельных художественных полотен кисти Чижевского было связано не только с минутами отдыха или перемены в работе. Исследователи жизни и необеспеченного быта семьи Чижевских в Калуге говорят об ином. Это подтверждается и документальными свидетельствами самого ученого. Он был вынужден писать картины на продажу, сопровождая их через посредника на рынки, чтобы хоть как-то свести концы с концами в самое голодное для страны время. Он хорошо знал, что не легче живет и семья Циолковских, видел всю эту бедность, навещая в Калуге Константина Эдуардовича. Но тот умел и подшучивать, что трудности только закаляют. И эти мудрые слова укрепляли его надежды на лучшие времена.
Вскоре, в возрасте 25 лет, ему присваивают звание профессора археологического института и научного консультанта института биологической физики Наркомздрава СССР, а с 1923 года назначают главным экспертом по вопросам медицины и биологии и членом технического совета Ассоциации изобретателей. А лаборатория дома № 10 по Ивановской улице в Калуге продолжает выдавать горячий материал для будущих потрясающих научных трудов. Так появляются новые издания Чижевского в Калуге и Москве: "Физические факторы исторического процесса" (1924 г.), "Эпидемические катастрофы и периодическая деятельность Солнца" и др. С 1923 года исследования Чижевского в области аэроионификации переносятся из Калуги в столицу, в практическую лабораторию зоопсихологии Главнауки Наркомпроса РСФСР, в которой он состоял профессором и старшим научным сотрудником. Здесь Александр Леонидович ставил опыты по биологическому и физиологическому воздействию аэроионов на животных. И уже в 1927 году здесь прошли первые испытания весьма популярной в наши дни электроэффлювиальной люстры – лампы Чижевского. В целом, все это вылилось в концепцию аэроионификации народного хозяйства, получившую мировое признание.
С именем Чижевского связано становление естественнонаучного космизма, теории периодичности солнечных циклов, активности биосферы, им же заложены основы нескольких фундаментальных научных направлений, которые органично вписались в целостную картину научно-технической революции XX века. В начале 30-х годов Чижевский возглавил научно-исследовательскую станцию в птицесовхозе “Арженка” Тамбовской области, где проводил опыты по влиянию аэроионификации на вес, рост и яйценосность птиц. Эти опыты дали потрясающие результаты, принесшие ученому мировую известность. Развитие связанных с этим открытием научных идей привели к формированию новой дисциплины – гелиобиологии. Труды ученого удостаиваются нескольких премий Совнаркома СССР. А в 1933-1934 годах выпущены в свет в двух томах научные труды "Проблемы бонификации". Труды и монографии об ученом выходят и за рубежом. Всего им было издано 400 научных работ. И основной их родиной была Калуга, отцовский дом № 10 на углу Ивановской улицы и улицы Васильевской (ныне Чижевского), на котором установлена мемориальная доска о годах жизни знаменитого ученого. О том, какую роль в его жизни и творчестве сыграла Калуга, вспоминал и сам ученый: "3a 15 лет — с 1915 по 1930 годы в Калуге я пробыл, не менее пятидесяти месяцев, за которые имел минимум 250 встреч с Константином Эдуардовичем. Случались дни, когда мы с утра до вечера бывали вместе, совершали прогулки в бор, в загородный или городской сад, вели беседы и споры в его светелке или в моей лаборатории, у нас дома". В то время известные калужские врачи А. А. Соколов и С. А. Лебединский направляли своих подопечных больных в "лабораторию Чижевского". Лечение аэроионами, назначенное им, приносило самые обнадеживающие результаты, о чем свидетельствует докладная записка ученого в Калужский городской отдел здравоохранения.
К началу 30-х Чижевский имел обширные связи с видными учеными мира, его приглашали для чтения лекций в Париж и Нью-Иорк, выдвигали в почетные академики. В 1930-1936 гг. Александр Леонидович состоял директором Центральной научно-исследовательской лаборатории ионификации Академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина. В 1938-1940 гг. он возглавил столичную лабораторию по аэроионификации, работая одновременно научным консультантом кафедры общей и экспериментальной гигиены 3-го Московского медицинского института.
Однако детище Чижевского было опорочено. Сталинские пропагандисты назвали его «носителем антисоветских идей», а в январе 1935 года и вовсе запретили издание его работ. Когда же наступили сложные времена и Чижевского начали "травить" в печати, называя "лжеученым" и "контрреволюционером", в защиту Александра Леонидовича в газете "Правда" выступили видные ученые. Был среди них и К. Э. Циолковский, которому самому по какому-то доносу пришлось провести несколько дней на Лубянке.
Иной была оценка трудов Чижевского на Западе. Александр Леонидович Чижевский был избран почетным и действительным членом более 30 зарубежных академий наук, университетов, научных институтов и обществ. В 1939 году Чижевскому было заочно присвоено звание почетного президента Международного конгресса по биофизике и космобиологии. Ему, ученому с мировым именем, было очень важно участвовать в этом конгрессе, однако власти запретили ему выезжать из страны.
В начале Великой Отечественной войны Александр Леонидович вместе с семьей эвакуировался в Челябинск. В январе 1942 года по необоснованному обвинению он был осужден по статье 58, отбывая 8 лет заключения на Северном Урале, затем в Карлаге и Подмосковье. И в сталинских лагерях Чижевский оставался ученым-творцом, найдя спасение в науке, поэзии, искусстве. В Карлаге Чижевский организовал кабинет аэроионификации, занимаясь электрическими исследованиями крови. Вместе с ним работали видные ученые-узники, в том числе Г. Н. Перлатов.
В заключении учёный начал сочинять стихи. За годы сталинских лагерей им было написано более 100 стихотворений. Как было принято в лагерной поэзии, самые смелые и сокровенные мысли зашифровывались нехитрым способом, рассчитанным на неосведомленность лагерных цензоров. Александр Леонидович, например, свои стихи посвящал древнегреческим богам, великим мыслителям, художникам, римским героям и полководцам («Сократ», «Сцевола», «Микеланджело», «Архимед», «Плиний Старший» и др.)
В стихах 1943-1945 гг. А.Л. Чижевский дает оценку своему вкладу в науку. Так, например, в «Космогонии Бетховена» он пишет: «Сквозь долгий строй земных тысячелетий созвучье древнее услышал...». В другом стихотворении замечает: «Рожденные тобой творенья - с одной природою равны...». В обращении к «Человеку» отмечает: «Подобно Прометею, огонь - иной огонь похитил я у неба!..».
Почти всех, кто попал в сталинские лагеря мучил вопрос: «За что?». Чижевский отвечает на него так:
Во все века и все народы
Пытали, мучили и жгли
Святых подвижников свободы
И мудрых путников земли.
«Люди жалки и смешны, - заключает Чижевский, - и идут своей тропою безотрадною толпою», «миром властвует обман». Его разум не может смириться с тем положением, в котором он оказался. Оправдание случившемуся он ищет в своей судьбе: «за краткий взлет в пределы божества», за истины, которые открываются гению, приходится дорого платить.
Судьба ученых и поэтов,
Увы, не балует она:
Тисками злобы и наветов
От первых дней уязвлена.
«Ужасней истины нет в мире ничего, будь от нее подальше, смертный»,- предупреждает А.Л. Чижевский. Однако в условиях заключения оставался единственный путь врачевания души: «Пускай же истина нам сердце уврачует». И далее восклицает: «Мрак разума ужасней мрака мира!», «О дух, гори...». «Да здравствует бог - Жизнь! Богиню Смерть - долой!»
В лагерной поэзии А.Л. Чижевского отражены его нравственные страдания:
Невыносимо тлеть и гаснуть в заточеньи,
В глухом бездействии, в бессилии, впотьмах,
В зловеще-черном к самому себе презреньи,
С проклятьем жгучим к человеку на устах.
Не имея сил опровергнуть ложь, добиться справедливости, он восклицает: «Не враг народа я, но враг убийц народа...». В какие-то минуты его «мятежный дух» угасал, и тогда он безнадежно восклицал: «Я жду тебя, конец, тебя, исход...». В моменты наивысшего отчаяния он решается «свести счеты с этой жизнью», чтобы не подвергаться постыдному унижению: «Не плачь, как плачут лицемеры, и полудиких не смеши...». Но разум не может смириться с тем, что вся его жизнь оказалась напрасной и его ожидает полное забвение.
В 1950 году по состоянию здоровья Александр Леонидович был освобожден от заключения, с отбыванием ссылки в Караганде. Находясь в Карагандинской ссылке (1950 — 1958 гг.), он работал в различных медицинских учреждениях и шахтах, проводя опыты по аэроионификации. В 1958 году Чижевский возвращается в Москву, где продолжает свои исследования. В 1960 году он организовал Научно-исследовательскую лабораторию по ионизации и кондиционированию воздуха «Союзсантехника». Реабилитирован ученый был лишь в 1962 году.
Последние годы своей жизни Чижевский работал над воспоминаниями о годах дружбы с К. Э. Циолковским. В начале 60-х годов он неоднократно бывал в Калуге у дочери Циолковского — Марии Константиновны. В 1961 году он вновь приезжает он в Калугу, навещает на городском кладбище могилу отца, знакомится с журналистами калужской областной прессы. Большие по общему и теплые по духу воспоминания о Калуге и калужанах оставил он в своей посмертной книге "Вся жизнь". Сохранились эти живые и по-человечески трогательные воспоминания и в последних письмах А. Л. Чижевского в Калугу, в том числе и к Марии Константиновне Циолковской-Костиной. Умер Александр Леонидович в Москве в 1964 году. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Калужане увековечили память о своем знаменитом земляке-ученом, назвав в 1996 году его именем улицу и установив на доме Чижевского мемориальную доску. А в 1996 ученому посмертно присвоено высокое звание «Почетный гражданин города Калуги». Годом раньше была учреждена Лазерная академия наук имени Чижевского. И уже совсем недавно 19 февраля 2000 года в доме № 62 на ул. Московской, где жил ученый, был открыт «Научно-просветительский и культурный центр А. Л. Чижевского». Творческое научное наследие нашего знаменитого земляка-калужанина не забыто. Светлая память о нем живет в сердцах благодарных потомков.

Олег МОСИН, Светлана МОСИНА

Литературные источники: Вся жизнь. — М., 1974; На берегу Вселенной: Годы дружбы с Циолковским. Воспоминания. — М., 1995; Физические факторы исторического процесса. — Калуга, 1924 (репринт. изд. — Калуга, 1991); Теория гелиотараксии. — М., 1930; Эпидемические катастрофы и периодическая деятельность Солнца. — М., 1930; Земное эхо солнечных бурь. — М., 1973. 2-е изд. 1976; Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца; Проблемы ионификации: Труды ЦНИЛИ. Т. 1 / Под ред. А. Л. Чижевского. — Воронеж, 1933; Аэроионизация в медицине: Труды ЦНИЛИ. Т. 3 / Под ред. А. Л. Чижевского и Г.А. Лапидус. — Воронеж, 1934; Аэроионификация в народном хозяйстве. — М., 1960; Структурный анализ движущейся крови. — М., 1959; Электрические и магнитные свойства эритроцитов. — Киев, 1973; ГАКО, ф. 145, оп. 1, д. 75; КОКМ, ф. НВ 4103, д. 37; ЦИАМ, ф. 376, оп. 1, д. 4407; ф. 417, оп. 29, д. 443; Голованов Л. В. Чижевский Александр Леонидович // БСЭ. 3-е изд. М., 1971. Т. 29. С. 188; Чижевская Н. В. Профессор А. Л. Чижевский // Третья (юбилейная) краеведческая конференция Калужской области. — Калуга — Обнинск, 1971; Ягодинский В.Н. Александр Леонидович Чижевский. 1897 — 1964. — М., 1987

Страницы: 1 2 #

Текущий рейтинг темы: Нет



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта