Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

Страницы истории чугунолитейного дела в Калужской области


Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   Страницы истории чугунолитейного дела в Калужской области
RSS



Вырковский молотовый завод в Перемышльском уезде на реке Вырке (правый приток р. Оки) был построен Н. Н. Демидовым спустя год, когда он в 1739 году купил у графа Головина целую Ромодановскую волость с 27 селами и деревнями. Для производства железа завод, в основном, использовал чугун, поступающий с Дугненских домен. В середине 18 века Выровский, Брынский и Дугненский заводы отправляли ежегодно на внутренний рынок 19 тысяч пудов железа и, кроме того, посылали значительное количество его в Петербург для «заморского отпуску». Годовое производство железа на трех этих предприятиях составляло от 40 до 70 тысяч пудов, что соответствовало выплавке 60-100 тысяч пудов чугуна. В результате интенсивной металлургической деятельности и плотины на реке Вырке образовался крупный искусственный водоем с площадью 13,5 га (наибольшая длина его 1300 м., наибольшая ширина – 250 м., наибольшая глубина – 8 м.). В приплотинной зоне пруда и поныне покоятся затопленные сваи старого моста. Водоем проточный, по его берегам и со дна бьет множество родников и ключей. Прибрежная зона занята лесным массивом. За долгие годы существования пруда при заводской плотине в нем сформировался хорошо устоявшийся биоценоз. Этот водоем в настоящее время имеет большое значение для сохранения генофонда редких видов растений и животных. Существование этого уникального пруда, созданное промышленной деятельностью человека, сформировало в ближайшей округе специфический микроклимат, изменение которого может привести к самым нежелательным последствиям. Красота самого пруда и его окрестностей привлекает сюда массу отдыхающих. Решением Калужского облисполкома от 16 сентября 1991 года № 352 пруд объявлен памятником природы местного значения.
Условия труда рабочих на Демидовских заводах были тяжелые. Работали в те времена без выходных дней и праздников. В 1752 году в Ромодаковсной волости на Выровском заводе произошло крупное восстание крестьян. Приобретя у графа М. Головина Ромодановсную волость, Демидов заставил всех крестьян мужчин и женщин строить заводские корпуса. В своей челобитной к Екатерине II крестьяне жаловались: «Лето и зиму мучил без упокою на работе». Крестьяне должны были платить за отправленных на заводы рабочих подъемную подать в сумме полторы тысячи рублей. Массовые недовольства крестьян назрели после того, когда Демидов многих из них отправил на Уральские заводы. Вместо оброка он ввел барскую пашню. «А землю и луга пахотных крестьян, удобные места отобрал себе и заставил пахать стариков, а у кого нет, бабы и девки пашут». В ответ Демидов применил жестокие меры. На Дугнинском заводе он посадил одного крестьянина «в поддомну, заковав руки и ноги в цепи», другого приказал замуровать в плотине. В Брынском заводе он положил человека на железо и жег огнем. Крестьяне еще в 1741 году пробовали поднять восстание. Двести человек были брошены в тюрьмы и биты кнутом, а двое повешены. Стихийный характер носило восстание крестьян 1752 года. Под руководством волостного старосты Алексея Бурлакова они послали челобитную Екатерине II с просьбой отобрать их у Демидова и передать в казну, сделав их государственными. 10 апреля 1752 года был остановлен и вышел из подчинения Выровский завод, к восставшим присоединились крестьяне с Брынского и Дугнинсного заводов. Калужский воевода послал в Ромоданово чиновника, но он был встречен недружелюбно. Для усмирения прибыл Римский полк, который 15 мая переправился через Оку и высадился на берег. В это время из села Ромоданово выбежали около 500 крестьян с дубинами и рогатинами и заставили солдат повернуть обратно, 22 мая шесть рот пеших и конных драгун переправились через Оку. В селе Ромоданове ударили в набат, собралось около полутора тысяч крестьян, у некоторых имелись ружья. Натиск крестьян был так силен, что солдаты вынуждены были отступить. Только через две недели 4 июня на помощь Римскому полку подоспел Киевский полк и было приказано двинуть к Калуге еще два запасных полна. 11 июня войска подошли к перевозу через Оку, но крестьяне на другой стороне реки стали наготове с топорами. В селе били в колокола. Когда паромы с солдатами отчалили от берега, то крестьяне обрубили канат. Посыльному в село для переговоров капитану крестьяне заявили: «Лучше умереть, но не подчиниться Демидову». 19 июня два полка переправились через Оку. Восстание было подавлено. Многие крестьяне разбежались по лесам и другим деревням. Всего было арестовано 674 человека. Восьмерых приговорили к смертной казни, которую сенат заменил ссылкой в Сибирь и на Урал, остальные были публично биты кнутом. В декабре 1752 года демидовские крестьяне снова подняли восстание, но оно было также подавлено.
В середине 18 века на берегу реки Песоченки – притоке р. Болвы в Фомичевом стане Серпейского уезда предприимчивые купцы Петр и Иван Золотаревы основали небольшое металлургическое производство. Закладка металлургического завода, получившего название Верхнепесоченского железодельного и молотового завода, началась летом 1744 года. В этот период с. Песочня и дер. Слобода объединились в одну дер. Песочню, вокруг которой возник ряд мелких горноплавильных железодельных заводов. В разное время ими владели Золотаревы, Гончаровы, Мальцовы. Связь с Болвой давала возможность отправлять продукцию в ближайшие районы на юг и на Украину. В 1752 году ниже той же Песочни появился Нижне-Песоченский молотовый завод крупного полотняного промышленника XVIII века Афанасия Гончарова. Численность рабочих на этих заводах достигала 200 человек. Но со временем производство укрупнялось, концентрируясь возле Песоченского завода. В начале 20 века на Песоченском заводе работало около 1 тысячи человек. Годовой выпуск продукции составлял 500 тыс. рублей (данные 1912 г.). Завод производил чугунные печи, плиты, посуду котлы, в количестве 400 тыс. пудов в год (Данные Д. И. Малинина стр. 214).
В 1729 году на реке Мышеге, недалеко от Оки, напротив Алексина тулянами В. и А. Мосаловым был построен Мышегский чугунолитейный завод. В 1766 году на нем выработано свыше трех тысяч пудов чугуна, две тысячи пудов полосного железа и 7 тысяч пудов “литых в песок чугунных припасов”. В описании Калужского наместничества (1785 год) на заводе значилось 3 горна, 3 молотовых и один доменный горн и выплавлялось 20 тыс. пудов чугуна. В 1840 г. завод принадлежал княгине Бибарсовой, имел 188 рабочих, чугунного литья вылито 98 тыс. пудов на 84 тыс. рублей. Завод славился своим фигурным литьем и участвовал в казенных поставках литья чугунных труб и других изделий. (стр. 195). В 1832-1834 гг. на Мышегском заводе был отлит монумент в память Тарутинской победы 1812 года, который установлен 24 июня 1834 года в Тарутине. Памятник был воздвигнут “на иждевение крестьян с. Тарутина, получивших от графа С. П. Румянцева безмездную свободу “. Высокая чугунная колонна памятника, увенчанная орлом, была украшена латами, щитами, трубами, венками. А на чугунном фундаменте барельефа были выгравированы инициалы: М.З.К.Е.Б (сокращ. Мышегский завод кн. Е. Бибарсовой).
В 1755 году братья Мосаловы воздвигли большой доменный и молотовый завод - Есеновский на реке Есенок - притоке Жиздры. В том же 1755 году, на речке Ломпади в 30 верстах от Жиздры сын Никиты Никитича - Евдоким Демидов построил большой молотовый завод - Людиновский. В 1766 году на нем выработано из доставленного с Вырковского и Дугненского заводов чугуна 61 тыс. пудов железа и 112 пудов стали. В 1785 году на нем было 4 молотовых с 12 молотами и 16 горнов. Сталь вырабатывал один молот. Железо выковывалось по-прежнему из привозного с Дугны чугуна в количестве до 65 тыс. пудов и отправлялось по реке Болве в Малороссию. В 1820 году завод купил крупный заводчик и землевладелец Иван Акимович Мальцов (Мальцев). А в 1839 году он устраивает здесь рельсопрокатный завод, который уже в 1841 году выпустил первые русские рельсы. В Людинове изготавливались первые русские паровики, установленные на Тульском заводе и Санкт-Петербургском арсенале и первый российский винтовой двигатель для корвета “Воин”. Здесь же были построены и три первых винтовых парохода общества “Меркурий”, которые были переплавлены по водам Жиздры и Оки до самого Нижнего Новгорода. Производство Людиновского завода в 1876 году достигало 5 млн. рублей. Крупные правительственные заказы на паровозы, вагоны, платформы, принятые Мальцовым, исполнялись исключительно в Людинове. В 1875 году сын Ивана Акимовича – Сергей Иванович Мальцов превратил заводской округ в крупный центр машиностроения. Он создал Мальцевский промышленный округ, включающий около 30 металлургических предприятий с капиталом в 6 млн. рублей. Мальцевские заводы занимали район на 120 верст и располагались в Рославльском уезде Смоленской губернии, Брянском уезде Орловской губернии и Жиздринском Калужской губернии по рекам Болве и Жиздре. Из заводов этого района наиболее замечательными в Калужской губернии были Людиновский, Сукремльский и Песоченский заводы – чугунолитейные, эмалировочный и фаянсовый. Уменьшение правительственных заказов, болезнь С. И. Мальцева и отъезд его за границу привели в 1885 году к учреждению над его предприятиями казенного управления. Совокупные долги предприятий к этому времени составляли до 10 млн. рублей, в том числе казне 3 млн. рублей. За четыре года казенного управления долг казне возрос до 7 млн. рублей и заводы пришли в упадок. С 1889 года для управления заводами учреждается “Акционерное общество Мальцевских заводов”. В 1889 году был основан артельный завод для выплавки чугуна и чугунных названий “Людиновской артели кустарных мастеров”, но управление Мальцевских заводов отнеслось к этому начинанию враждебно, отказав в выдаче руды и чугуна даже за деньги. Артель скоро распалась. В конце 19 века начинается упадок производства; в 1891 году уровень производства составил 800 тыс. рублей. В 1891 году железной руды выплавлено 365 тыс. пудов; изготовлено железа 32 тыс. пудов. Чугунных изделий отлито 116 тыс. пудов, медных 1 тыс. пудов, стали мартеновской 37 тыс. пудов, рельсов 6 тыс. пудов. Деятельность Мальцевских заводов стала усиливаться с конца 19- начала 20 веков. В 1912 году на Людиновском чугунолитейном заводе работало 2.300 рабочих с производством 3,5 миллиона рублей в год. Завод в Людиново производил приборы центрального отопления (котлы, радиаторы, трубы), приборы домоустройства (печи, ванны, посуда), паровые локомобили сельскохозяйственного типа, на колесах, мощностью до 300 лош. сил. Количество локомобилей достигало 250 штук в год, ванн – 15 тыс. штук, литья – 1 млн. пудов. Из крупных заводов Мальцевского промышленного округа следует упомянуть Моллевский эмалировочный завод с 360 рабочими и производством в 500 тыс. рублей в год. На нем вырабатывалась 230 тыс. пудов в год эмалированной продукции, чугунно-эмалированного литья – чугунные ванны, умывальники, канализационные предметы, посуды (данные 1910 г.) (стр. 215) В 1922 году Людиновский завод переименован в машиностроительный завод им. И. И. Фокина. Здесь возобновилось производство фарфоровой эмали, ванн и умывальников, пущен новый радиаторный цех. В 1926-1927 гг. была капитально переоборудована деревянная плотина завода. В годы первой пятилетки с целью подготовки квалифицированных кадров в Людиново создана группа учащихся вечернего техникума, который в 1930 году был преобразован в машино-строительный техникум. В 1958 году Людиновский завод становится тепловозостроительным, перешел на организацию производства маневренных тепловозов. Современный Людиново – крупный промышленный центр Калужской области. В городе сосредоточено 11 промышленных предприятий, среди которых предприятия машиностроения и металлообработки, строительных материалов и легкой промышленности. Машиностроение и металлообработка представлены тепловозостроительным, чугунолитейным, агрегатным и машиностроительным заводами. Ими производятся тепловозы, санитарно-техническое оборудование, гидравлика, продукция станкостроения. Тепловозостроительный завод (ЛТЗ) принадлежит к первенцам отечественного транспортного машиностроения. С 1958-1978 гг. на ЛТЗ налажено производство 18 марок маневренных и магистральных локомотивов. Здесь впервые в России созданы тепловозы ТЭМ-7, ТЭМ-12 второго поколения. Продукция чугунолитейного завода экспортируется в 19 стран Европы, Азии, Африки и Южной Америки. Агрегатный завод – крупнейшее в России предприятие по производству отечественной гидравлики. Продукцию ЛАЗа потребляют около 600 предприятий и организаций СНГ, 32 страны мира. За четверть века завод изготовил более 150 образцов новой техники, комплектующего гидрооборудования, гидроприводы для реставрации башен Московского Кремля. В последние годы завод ориентируется на выполнение программы “Уголь России” (комплектующие угольных комплексов шахт и угольных разрезов). Машиностроительный завод (до 1933 г. – литейный) ныне специализируется на выпуске технологического оборудования для заводов автомобильной промышленности, станков с электронно-програмным управлением, комплексов автоматических линий, автомобильных, гидравлических подъемников АГП-2204, топливозаправщиков.


Страницы: 1 2 3 #

Текущий рейтинг темы: Нет



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта