|
|
|
|
Судьбу Ивана Васильевича разделил его младший брат - Петр Васильевич Киреевский (1808-1856), который стал знаменитым фольклористом, исследователем древнерусской культуры. Знакомство юного Петра Киреевского в 1823 году с польским этнографом и фольклористом З. Я. Доленгом-Ходаковским повлияло на формирование интереса к русскому фольклору, о чем свидетельствовала его первая работа - «Изложение курса новогреческой литературы» (1827 г.) Определенное влияние на мировоззрение Петра Васильевича оказал кружок «любомудров», в который он входил вместе с братом. Петр Васильевич знал семь языков, занимался переводами произведений Байрона, Кальдерона, Шекспира. В июле 1825 года он уехал в Германию, был зачислен студентом в Мюнхенский университет слушал лекции Л. Окена, Ф. Тирша и с особым вниманием Ф. Шеллинга Личные беседы с Шеллингом Киреевский очень ценил. До приезда брата он часто бывал у Ф. И. Тютчева, который был в то время посланником в Баварии. Вернувшись в Москву в 1830 году, Петр Васильевич поступил на службу в Московский архив Министерства иностранных дел актуариусом при комиссии по изучению древних грамот, но в 1831 году обратился к главному делу своей жизни - собиранию народных песен, сказаний и былин. Обращение к народной поэзии произошло под влиянием А. С. Пушкина, матери А. П. Елагиной и В. А. Жуковского. Глубоко верующий человек, Киреевский оказывал влияние на пробуждение тяги к православию и народности и у своего старшего брата. В 1331-1834 гг. Петр Васильевич путешествовал по России, собирал народные песни, пословицы, сказания, в том числе и в Калужской губернии, изучал народную культуру и быт. У своего старшего брата в селе Долбине Петр Васильевич гостил ежегодно. Встречался с простыми людьми, крестьянами, священнослужителями. Оба брата непрерывно общались со старцами Оптиной пустыни и были в полном духовном послушании отца Макария. После семейного раздела владений в1837 году Петр Васильевич поселился в Киреевской слободке под Орлом, но каждое лето приезжал в селе Долбино и в Оптину пустынь, а зимой вся семья Киреевских-Елагиных собиралась в Москве. Салон матери А. П. Елагиной «у Красных ворот в Москве» собирал весь цвет столичной поэзии и науки. Взгляды Киреевского наиболее полно отражены в статье «О древней русской истории. Письмо к М. П. Погодину» («Москвитянин». 1845. № 3), в которой он отвергал тезис смирения и терпения национального характера русского народа. По его мнению, на всех этапах отечественной истории решающее значение играли сила, энергия и благородные порывы народа. Одну из особенностей всех славянских народов он видел в отсутствии личной земельной собственности, в принадлежности земли общине. Петр Васильевич также страстно занимался изучением русского фольклора и песен. В 1847 году он опубликовал в обществе истории российских древностей 55 собранных им песен духовного содержания. В 1852 году в «Московском сборнике» он напечатал 4 новые песни, и незадолго до смерти в 1856 году были напечатаны еще12 песен в журнале «Русская беседа». Напечатать остальные свои произведения Петр Васильевич так и не успел. Он умер в Киреевской слободке в 1856 году, пережив своего старшего брата лишь на несколько месяцев. Похоронены оба брата в Оптиной пустыни в некрополе монастыря. Так навсегда воссоединились вместе две яркие жизни, две замечательных судьбы.
Олег МОСИН, Светлана МОСИНА
Литературные источники.: ГАКО, ф. 66, oп. 1, д. 1586. Материалы о внесении помещиков Лихвинского и других уездов Киреевских в дворян. родосл. кн. Калужской губ.— Л. 1 — 78; ГАКО, ф. 66, оп. 1, д. 2153. Материалы о внесении детей помещика Лихвинского уезда И. В. Киреевского в дворянские родословные книги — Л. 1 — 18; ГАКО, ф. 30, oп. 1, д. 2770; ГАКО, ф. 66, oп. 1, д. 2139; Князев Г. Братья Киреевские. — СПб., 1898; Лясковский В. Братья Киреевские: Жизнь и труды их. — СПб., 1899; Четвериков С. Оптина пустынь: Ист. очерки и личные воспоминания. — Париж, 1926; Бартенев П. Очерк жизни и литературной деятельности И. В. Киреевского // Русский архив. 1894. № 7. С. 325 — 348.
Страницы: 1 2 #
|
Текущий рейтинг темы: Нет |
|