|
|
|
|
Таким образом, пирамида дворянского сословия Великой Армении выглядела следующим образом:
Arqa Bdeshx Ishxan Она, однако, отражает традицию именно Великой Армении, и то в ранний период её истории. Разумеется, со временем структура дворянства менялась, отражая особенности той или иной армянской территории, исторического этапа в развитии или специфику социальных отношений. Например, в средневековье в Киликийской Армении названия и состав дворянства претерпели некоторые изменения.
Великая Армения
Arqa Bdeshx Ishxanac Ishxan (или Metz Ishxan) Ishxan Киликийская Армения
Thagawor или Inqnakal Bdeshx Paronac Paron (или Metz Paron) Paron В Киликийской Армении появились также перенятые из Европы тонкости деления дворянского сословия, такие как «парон» (барон), «тэр» или «синьор» (сеньор), «бердатер» (владыки крепостей) и т. п. . В Киликии также появились рыцари, которые тоже причислялись к дворянскому сословию. Сами рыцари – dziawor и hetzelwor – чаще всего, хотя и не всегда, происходили из паронов.
Изменились также некоторые внешние атрибуты, скажем, если в Великой Армении при обращении к дворянину было принято использовать слова «тиар» (tiar) или «тэр» (ter), то в Киликийской Армении наряду с этими обращались также словом «парон» (отсюда и современное армянское «господин»).
В позднесредневековой Армении и в новое время в различных провинциях-наангах страны использовались различные деления и титулы для дворянского сословия. Скажем, в Арцахе периода Хамсы («Пятикняжества») титулу «ишхана» соответствовал «мелик» . Ниже меликов (хотя иногда и попеременно с ним) использовался титул арюрапет или юзбаши (буквально, «сотник»). А с вхождением восточной Армении (Карабаха, Эриванской и Карсской областей) в состав Российской Империи среди армянского дворянства распространяются титулы, обычаи и социальные институты российского дворянского сословия.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ АРМЯНСКОГО ДВОРЯНСТВА История армянского дворянства, как и история армянского народа, полна драматизма. Иногда, во время междоусобных войн, истреблялись целые роды. Многие аристократические роды погибли во время войн с иноземными захватчиками – арабами и тюрками. Последние, осознавая, что армянское государство держится на аристократии, вели активную политику на уничтожение армянского дворянства. Так, в 705 году арабский остикан (наместник) Армении обманом пригласил в Нахичеван около восьмисот армянских дворянских родов вместе с сопровождающей охраной якобы для переговоров и всех уничтожил. Несмотря на это, некоторые дворянские роды пережили эту трагедию и продолжили своё существование. Часть потомков армянского дворянства добилась высоких чинов при иноземных королевских дворах. Так потомки армянских Арцруни стали влиятельными вельможами при грузинском дворе, а грузинская ветвь армянских нахараров Багратуни взошла на престол и стала правящим домом в Грузии (см. Багратионы. Целая плеяда армян по происхождению наследственно управляла византийским престолом. В результате династических браков, потомки армянского королевского рода Лусинянов (Лузиньянов), правивших в Киликии и на Кипре, слились с представителями западноевропейской королевской династии Савой (Савуа), правившей в Италии. Другие же потомки нахарарских родов дали начало средневековым армянским дворянским династиям, таким как Закаряны, Прошяны, Кюрикяны, Орбеляны, Арцруни-Махканабердские, Торникяны и др. Последние сыграли значительную роль в освободительной борьбе армянского народа и в сохранении армянской государственности.
Особо отличились в XIII веке князья Закаряны – Закарэ и Иванэ, военно-политическая значимость и влияние которых были настолько велики, что они фактически являлись полновластными правителями Армении. Пожалуй, последние крупицы армянской государственности были сохранены полузависимыми князьями-меликами Арцаха, известными как меликства Хамсы (от арабского «пять княжеств»), вплоть до вхождения восточной Армении в состав Российской Империи. Российские императоры либо признавали титулы армянских аристократов, либо сами возводили в дворянское достоинство видных деятелей армянского происхождения, при этом активно использовало потенциал армянского дворянства. В этот период выделились дворянские роды Мадатянов (Мадатовых), Лазарянов (Лазаревых), Бейбутовых, Пирумянов (Пирумовых), Лорис-Меликовых и др.
Аристократическая традиция в Армении претерпела новый удар при советской власти, когда армянское дворянство было упразднено как сословие и подверглось систематическим гонениям. Многие представители дворянства были репрессированы, сосланы в колонии и трудовые лагеря, либо вовсе расстреляны. Другие вынуждены были скрывать своё дворянское происхождение, меняя фамилии и скрывая свою родословную. Лишь немногим удалось сохранить свою семейную традицию, переселившись за пределы Армении.
С восстановлением независимости Армении были предприняты важные шаги для возрождения традиций армянской аристократии. В октябре 1992 года в Армении был создан Союз армянских дворян, который зарегистрирован при министерстве юстиции Армении как общественная неправительственная организация. Союз возглавляет Предводитель армянского дворянства, Великий Князь, доктор технических наук, академик Геворг Пирумян.
Союз насчитывает около 400 потомков и представителей дворянских сословий Армении. Членами Союза могут стать представители древних и новых армянских аристократических династий и родов, а также носители иностранных дворянских титулов, живущих в Республике Армения и за её пределами, независимо от их политических и религиозных взглядов, возраста и пола.
Основными целями Союза армянских дворян являются:
Возрождение армянского дворянства и его былой роли и значения в жизни общества и государства; Возрождение лучших традиций армянского дворянства и восстановление принципов чести, достоинства, морали и этики дворянства; Восстановление геральдики аристократических династий и их генеалогии; Собрание и научное исследование архивных материалов, изучение истории армянского дворянства и отдельных династий; Представление широким слоям населения истории армянского дворянства и аристократических династий, семей и предков через средства массовой информации и публичные лекции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Великий Князь Геворг Пирумян. Союз Армянских Дворян. Интервью “Васн Айутян”, №2, 2003. 2. Алексей Г. Сукиасян. История Киликийского армянского государства и права (XI – XIVвв). Ереван, “Митк”, 1969. 3. Мовсес Хоренаци. История Армении. Ереван, “Айастан”, 1990. 4. Ованес Драсханакертци. История Армении. Ереван, “Советакан Грох”, 1984. 5. Рафаэл Матевосян. К вопросу о происхождении Багратидов. “Армянский Вестник”, №1-2, 2001. 6. Раффи. Меликства Хамсы. Ереван, “Наири”, 1991. 7. Армянская Советская Энциклопедия. Ереван, “Айкакан Анрагитаран”, 1977-1979. 8. Robert Bedrosian. The Turco-Mongol Invasions and the Lords of Armenia in the 13-14th Centuries. New York, Columbia University, 1979. 9. Рафаэл Абрамян. Армянское рыцарство (IV-VI вв.). “Армянский Вестник”, №1-2, 1999. 10. Ромэн Тер-Газарян. Армяне на Византийском престоле. Электронное издание www.armenia.ru, 2003. 11. Александр Петросов. Львы, корона и сегодняшний день. “Ноев Ковчег”, № 7 (65) Август 2003.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 В данной статье термин “арийский” используется в своем первоначальном научном значении, т.е. совпадает с более поздним термином “индоевропейский”. 2 См. Мифологический словарь. Москва, “Советская Энциклопедия”, 1990. Ст. 629. 3 См. Мовсес Хоренаци. История Армении. Ереван, “Айастан”, 1990. Ст. 54. 4 См. Мовсес Хоренаци. История Армении. Ереван, “Айастан”, 1990. Ст. 45. В этой связи, cледует учитывать, что хотя эпос “Сасна Црер” в его нынешнем виде сложился в средневековой Армении, его корни уходят в древнейший пероид истории армянского народа. 5 Окончания “-уни”, традиционные для большинства армянских аристократических фамилий, указывают на особую древность рода. Народная этимология, переданная также Хоренаци в своей “Истории Армении”, связывает это окончание с армянским uni – “имеет”. Лингвистический анализ дает основание предположить также связь армянского uni (в древнеармянской транскрипции – owni) с английским own, оба в том же значении “иметь”, “имеет”. Присутствие общеиндоевропейского корня еще раз указывает на индоевропейское происхождение древнеармянской аристократии. 6 В русском языке существует разница между понятиями “царство” и “королевство”. “Царствами” назывались древние монархии, в то время как под "королевством" принято понимать средневековые и новые монархии. Именно по этой причине, в данной статье древнеармянские монархии обозначены как “царства”, а средневековая армянская Киликия названа “королевством”. 7 Можно предположить, что в те времена индоевропейские народы еще не потеряли чуство принадлежности к единой семье, что и делало подобные взаимные переходы в аристократической семье безболезненными. 8 См. Мовсес Хоренаци. История Армении. Ереван, “Айастан”, 1990. 9 По другим версиям, Мамиконяны произошли из страны Ченк, которая располагалась юго-восточнее Черного моря. 10 Об этом подробнее см. 5. Рафаэл Матевосян. К вопросу о происхождении Багратидов. “Армянский Вестник”, №1-2, 2001. 11 См. также ссылку 5. 12 См. Рафаэл Абрамян. Армянское рыцарство (IV-VI вв.). “Армянский Вестник”, №1-2, 1999 г. 13 Имение, замок. В поздний период истории Армении наряду с дастакертом использовалось слово “дарпас” или “дарпаснер” (буквально “врата”), обозначающее княжеский или меликский дворец. 14 В византийскую эпоху титул ишханац ишхан (по-гречески arxon ton arxonton) присуждался правителям полузависимой Армении. 15 См. примечание 6. 16 Arqa – “царь”, “король”; thagawor – дословно “венценосец”; inqnakal – дословно “самодержец”. 17 Многие европейские аристократические институты и традиции были переняты Киликийским Армянским Королевством либо в результате участившихся торговых контактов с западной Европой, либо в результате крестовых походов, некоторые из которых проходили по армянским землям в Киликии.
Страницы: 1 2 3 #
|
Текущий рейтинг темы: Нет |
|