|
|
|
|
Биографические документы в составе фондов современных общественно-политических организаций Центрального архива общественных движений Москвы Входящий в структуру объединения «Мосгорархив» Центральный архив общественных движений Москвы (ЦАОДМ; до 1991 г. – архив МГК и МК КПСС) на сегодняшний день обладает крупнейшим в стране собранием документов современных общественных организаций, партий и движений. По состоянию на январь 2002 г. в архиве учтено более 60 фондов и архивных коллекций общественно-политических объединений, действующих не только в Москве, но и на всей территории Российской Федерации. Среди них такие организации как Либерально-демократическая партия России (ЛДПР), партия «Демократический выбор России» (ДВР), общественная организация «Союз офицеров», Российский христианско-монархический союз (РХМС), общероссийская политическая общественная организация «Отечество», Московская городская организация партии «Единство», Социалистическая партия трудящихся (СПТ), Российская крестьянская партия (РКП), Российская партия коммунистов (РПК), национально-патриотический фронт «Память» и др. Всего же объединение «Мосгорархив» заключило более 200 договоров с организациями и коллекционерами из числа лиц, ранее состоявших в руководстве некоторых общественных объединений, зачастую уже прекративших свою деятельность. Состав поступающих на государственное хранение документов весьма разнообразен. Это уставы и программы организаций, декларации, протоколы, стенограммы и резолюции съездов и конференций, материалы об участии в выборах и референдумах, митингах и других акциях. Широко представлена переписка с различными государственными структурами и частными лицами, а также материалы о связях с другими негосударственными объединениями. В состав фонда организации включаются и выпускаемые ей периодические издания, статьи, интервью и теоретические работы руководителей и членов организации. Среди этих материалов имеется ряд документов, содержащих биографические сведения о членах организаций или о лицах, в той или иной степени находящихся в сфере их деятельности. Самыми распространёнными из них являются списки (членов организации, ее руководящих органов и региональных структур, делегатов съездов или конференций, инициаторов создания объединения, кандидатов в депутаты органов законодательной власти, выдвигаемых организацией, и др.), содержащие, помимо имени, фамилии и отчества, сведения о дате рождения, должности или роде занятий, месте работы а, в некоторых случаях, и другую информацию. Чаще всего списки систематизированы в алфавитном порядке (пофамильно), но в некоторых случаях могут располагаться по названиям региональных организаций или окружных отделений региональных организаций. Другим видом документов, образующимся в результате деятельности общественно-политических организаций, являются анкеты (членов организации, кандидатов в депутаты, участников съезда или конференции). Эти документы заполняются, как правило, самими членами организации или участниками её мероприятий и фиксируют, в основном, те же сведения, что и списки. В некоторых случаях вместо анкет составляются так называемые регистрационные карточки (членов оргкомитета по созданию организации, участников съезда и т. п.). Отличие этих документов от анкет заключается в том, что они заполняются сотрудниками аппарата организации. Некоторые организации, благодаря своей специфике или отсутствию четких правил составления унифицированных документов, создают свои, оригинальные бланки списков, анкет или регистрационных карточек, фиксирующих такие сведения как, например, гражданство, место жительство, ученую степень, воинское звание. Подробную информацию о биографии конкретного лица несет такой документ как учётная карточка члена организации. Учётные карточки заводятся на практике только в крупных общественно-политических организациях и хранятся в ней вплоть до официальной ликвидации. Например, в поступивших от ДВР учётных карточках членов партии, благодаря наличию таких граф как «Участие в выборных органах» и «Выполняемая работа за последние пять лет», содержится ценная информация, позволяющая судить о степени вовлечения конкретного лица в политическую жизнь страны. В крупных общественных объединениях, имеющих разветвленный аппарат и штат освобожденных сотрудников, на каждого из них заводят личные дела, аналогичные личным делам сотрудников государственных организаций. В состав личного дела входят такие важные документы как автобиография, листок по учету кадров, иногда анкета и характеристика сотрудника, которые содержат информацию не только о самом человеке, но и о его социальном происхождении, родителях и ближайших родственниках. Личные дела сотрудников хранятся в самих организациях, но в случае их ликвидации передаются вместе с остальными документами на государственное хранение. Такого рода материалы, согласно правилам, имеют постоянный срок хранения только в тех случаях, когда они заводятся на членов руководящих, исполнительных, контрольных органов организации и работников, имеющих государственные и иные звания, премии, награды, ученые степени и звания. Личные дела рядовых сотрудников, по истечении 75-летнего срока хранения, должны быть подвергнуты экспертизе ценности для решения вопроса о их последующем государственном хранении (Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием срока хранения. – М., 2000. – Ст. 337 а, б). Среди организаций, сотрудничающих с объединением «Мосгорархив», есть несколько общественных объединений с достаточно специфическими функциями, осуществляющих, к примеру, благотворительную или поисковую деятельность. Образующиеся в процессе их деятельности документы, соответственно, несут и специфическую информацию, в том числе это касается и различных списков с данными о входящих в сферу деятельности этих организаций лицах. В составе документов, полученных от общественной организации инвалидов «Союз «Чернобыль» России», имеются списки участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС с данными о времени и характере их работы на объекте и членах их семей. Союз комитетов солдатских матерей располагает списками военнослужащих срочной службы, родители которых обратились за помощью в эту организацию. В них даны сведения не только о месте прохождения службы, но и месте призыва, возрасте военнослужащих. Большой интерес могут вызвать документы Комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав государств-участников Содружества, осуществляющего не только благотворительную, но и поисковую деятельность. Поименные списки пропавших без вести и плененных солдат и офицеров 40-й армии, воевавших в Афганистане, с указанием возраста, воинского звания, мест жительства, призыва и службы до отправки в Афганистан и других данных, являются уникальными документами, чье значение трудно переоценить. Кроме того, этой организацией была разработана анкета, заполняемая родственниками пропавших без вести военнослужащих, где даются еще более подробные сведения о биографии последних. Различные биографические сведения также можно почерпнуть, обратившись к такому виду документов как письма граждан в общественно-политические организации. Содержащаяся в них информация иногда может касаться не только биографии корреспондента, но и его социального происхождения, даже истории его семьи или биографии отдельных её представителей. Таким образом, обращение к фондам современных общественно-политических организаций дает материал для проведения историко-биографических, а иногда и генеалогических исследований. Со временем значение источников по социально-политической истории России, содержащихся в фондах общественно-политических объединений ЦАОДМ, будет только возрастать, соответственно будет возрастать и значение указанных нами документов. На сегодняшний день, в силу того, что такого рода документы содержат в основном информацию о живущих и активно действующих людях, они объективно ещё не могут быть восприняты как исторический источник и не всегда могут быть доступны постороннему исследователю, так как любой государственный архив должен ограничить доступ исследователей к документам, «содержащим информацию о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни конкретного лица, если не истек срок в 75 лет с момента создания таких документов». Такое ограничение может быть снято только при наличии у исследователя письменного, нотариально заверенного распоряжения «субъекта персональных данных или его наследника третьему лицу на ознакомление с ними» (Основные правила работы государственных архивов РФ. – М., 2002. – С. 179–180). Поэтому сейчас главной задачей архивистов является именно сохранение для будущих историков этого вида документов в комплексе всего документального наследия современной общественно-политической жизни.
|
Текущий рейтинг темы: 2.0000 |
|