Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях. Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников. Раньше посетители могли самостоятельно пополнять базу сведениями о своих родственниках, но сейчас эта возможность закрыта. База доступна только в режиме чтения. Все обновления производятся на форуме.

Современные потомки декабриста Бодиско


Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   Современные потомки декабриста Бодиско
RSS

Автор статьи: А. Кравцов
Первоисточник: Генеалогический вестник № 3


Перед моей поездкой во Францию в октябре 2000 г. Наталья Алексеевна Цветкова попросила меня связаться там с Николаем Александровичем Соколовским, правнуком декабриста Михаила Андреевича Бодиско. Анна Михайловна, дочь декабриста, была замужем за адмиралом Николаем Матвеевичем Яковлевым, а их дочь Анна вышла замуж за драгунского офицера Александра Соколовского.
У меня два номера его телефона: один в Париже, другой в Каннах, на южном побережье. Вскоре выясняю, что живет он в Каннах, но вскоре приедет в Париж. Договариваюсь о встрече. Его квартира в центре Парижа, рядом с Сорбонной и Люксембургским садом. Симпатичный старый дом. Маленький дворик, дверь на лестницу и через полтора этажа – маленькая табличка с фамилией «Sokolowsky». Дверь открывает невысокий, лысый, очень доброжелательный человек лет семидесяти. Жена, симпатичная и улыбчивая, намного моложе. Немножко понимает по-русски. На вопрос об имени жены – ответ: «Ренэ, что значит вновь рожденная». Маленькая квартирка, прихожая, комната с окнами в потолке на крышу, кухня. На стенах небольшие гравюры, виды Петербурга (приятно это увидеть во Франции). Фотография деда, адмирала Яковлева.
Родители Н.А. Соколовского уехали из России в 1920 г. на французском торговом пароходе в Турцию, затем перебрались в Югославию, в г. Птуй. Николай Александрович там и родился в 1922 г. Вскоре они переехали во Францию. Благодаря знакомству с адмиралом Ляказом они смогли дать сыну морское образование на льготных условиях, т. е. за малую плату. Учился он во время войны в Марселе. В последний год учения ему грозила высылка на работы в Германию. Пришлось скрываться от немцев у партизан в горах. В 1949 г. Николай Александрович решил не сдавать экзамен на капитана и стал лоцманом. Три года проводил суда в Сайгоне (когда французы воевали в Индокитае), потом 7 лет в Алжире, тоже во время войны (жена говорит «всю войну!»). Затем много лет был лоцманом в Марселе.
«Я француз, – говорит он, – русского языка не знал, пока не заинтересовался своими предками, в частности, дедом-адмиралом. Стал общаться со своим троюродным братом Николаем Мусиным, внуком Марии Михайловны Бодиско и Николая Ивановича Левицкого, который много знал о своих предках».
Выучил русский, составил родословное дерево, связался с представителями американской ветви рода Бодиско: Александр Константинович Бодиско (*1931) живет во Флориде, США. Побывал Соколовский в России, был в Орле и Туле, где жили Бодиско. На прощанье подарил мне копию родословной, составленную, по его словам, отцом Александра Константиновича в 1936–1937 гг. , которая содержит сведения о 344-х Бодиско. Во Франции у Анны Михайловны Бодиско-Яковлевой уже 33 потомка!
В мое «задание» входило также выяснение судьбы Александра Константиновича Бодиско (*1869), а также Дмитрия, сына репрессированного Алексея Дмитриевича Бодиско. Кроме того, хотелось бы узнать побольше о современных северо-американских Бодиско, о которых вообще мало что известно.
Судьба Александра Константиновича прояснилась благодаря Н.А. Соколовскому: он – отец составителя родословной, подаренной мне Соколовским, и дед Александра Константиновича Бодиско. Родился в Вашингтоне, в 1883 г. поступил в Пажеский корпус, после выпуска – офицер Кавалергардского полка. В 1894 г. был назначен в Департамент торговли, в 1899 переведен во 2-й Департамент Министерства иностранных дел. С 1907 г. – камергер, с 1914 г. – статский советник. Был членом Петроградской городской управы (как таковой он упомянут на мемориальной доске на мосту им. Петра Великого в С.-Петербурге), членом совета директоров Березовского и Южноалтайского золотопромышленных обществ. После революции 1917 г. остался в Сибири, затем эмигрировал в США. С 1923 г. был избран председателем Союза пажей в Нью-Йорке, в 1934–1935 гг. – членом совета Союз русских дворян в Америке. Первым браком был женат на Александре Евгеньевне Ламанской (*1874), у них было два сына, Евгений (1896–1927) и Константин (*1901). После развода женился в 1921 г. на Любови Ивановне Ивановой .
Поиски Дмитрия Алексеевича решил начать в Интернете, на слово «Бодиско». «Вывалилось около 90 сайтов, в том числе знаменитый венесуэльский Владимир Васильевич Бодиско; само собой, русский посол в США, XIX век; голландские, американские Бодиско и Бодиско-Массинк, а вот мелькнули и австралийские: Лавиния Бодиско, студентка университета в Куинсленде, и Пол Бодиско, да ещё с электронным адресом! Тут же посылаю Полу письмо-запрос, которое вскоре возвращается по причине недействительности адреса: сайт в Интернете датирован 1997 г., адрес, видимо, сменился. Однако на другой странице вижу опять Пола Бодиско: он член сената университета Маккуэри в Сиднее, избранный студентами. Электронного адреса, однако, нет. «Брожу» по университетским страницам, и вижу «доктора Джудит Дикинсон», декана, ответственного за работу со студентами. Адрес, номер корпуса, комнаты, e-mail, телефоны, факсы… Вот кто мне поможет: все-таки не простой студент, а член сената! Д-р Дикинсон дня через четыре сообщает мне, что передала мое письмо мистеру Полу Бодиско.
Через день-другой получаю от него письмо. Сообщает, что у него, кроме отца, есть дядя Алексис в Куинсленде (видимо, отец Лавинии, которую я уже «видел»), и дед, который сейчас очень подавлен смертью бабушки в позапрошлом месяце. По поводу наших поисков Дмитрия Алексеевича Пол пишет, что это вполне может быть дед, который действительно попал в плен во время войны, в Германии женился на немке и после войны уехал в Австралию. Бабушка Мэри как раз недавно умерла, а дед зовется Джозеф. А вовсе не Дмитрий! Обещает показать мое письмо деду . Звоню Наталье Алексеевне Цветковой, рассказываю. «Да, – говорит она, – в надежде освободиться от немцев Дмитрий поступил во власовскую армию, потом решил затеряться и сменил имя на… Джозеф». Ей всё это сообщили венесуэльские Бодиско, с которыми она переписывается.
Мое письмо Пол, видимо, показал-таки деду, потому что связь, так легко установленная, оборвалась. Полвека страха за семью… Уже из Петербурга сообщил по электронной почте адрес Дмитрия/Джозефа Наталии Владимировне Бодиско, она обещала написать ему.
А на американских страницах «паутины» увидел: «Ричард Бодиско, торговля недвижимостью», и на home-page, среди рекламы этой конторы, вижу: «Мы занимались недвижимостью ещё до прибытия в Сан-Франциско: в 1867 году мой двоюродный дед, русский посол в США, подписал соглашение о продаже Аляски»! Есть, разумеется, и электронный адрес . Пишу ему, он отзывается моментально, сообщает о своем деде Михаиле Андреевиче Бодиско 2-м, внуке декабриста, тепло вспоминает бабушку Полину (Полина Владимировна Кашкина, дочь штабс-капитана конной артиллерии ), отца Андрея.
Андрей Михайлович Бодиско родился 13 января 1912 г. во Владивостоке. Окончил школу в Сан-Франциско, затем колледж там же. Поступил на юридический факультет Калифорнийского университета. В 1931–1933 гг. служил в армии США, занимал призовые места в плавании, стрельбе и легкой атлетике. В 1936 г. женился на американской гражданке Хелен-Дороти Джоунс. Ричард сообщает, что отец стал известным адвокатом и умер в 1963 г., оставив сыновей Ричарда и Майкла.
Брат Ричарда Майкл (1941–1996) имел четверых детей: Эндрю, Алекса, Маделин и Эллен. У самого Ричарда (*1944) – сын Ричард Бретт (*1971) и дочь Одри Энн (*1976) .
Американец Ричард Бодиско помнит, что он потомок декабриста: по его словам, революционность наследственна: он был первым в Калифорнии и Сан-Франциско, кто предложил ввести ограничение на срок службы законодателей штата (в отличие от президента и сенаторов, этот срок конституцией США не ограничивается, что, в принципе, увеличивает возможность коррупции). Его голос был услышан, и последние 30 лет его часто привлекает правительство для разработки законодательных инициатив.



Текущий рейтинг темы: Нет



Услуги частных генеалогов или генеалогических агентств ищите в соответствующих разделах сайта