1800
ГОД ОБЕЗЬЯНЫ Говорят, рожденным в этот год были свойственны изворотливость. тщеславие, дипломатичность, жадность
Россией правит император Павел, великий магистр мальтийского ордена (ордена святого Иоанна Иерусалимского), сын свергнутого и убитого по повелению жены Петра III Федоровича, немецкого принца Карла Петра Ульриха, внука Петра I, и Екатерины II, немецкой принцессы Софьи Фредерики Августы.
Заботят императора самые неожиданные проблемы. К музыке он равнодушен, но отменил ее преподавание в институтах, где обучаются девушки не дворянского происхождения. Обучение музыке и танцам «будучи существенным требованием в воспитании девицы благородной, становится не только вредным, но даже гибельным для мещанки и может увлечь ее в общества, опасные для ее добродетели». В апреле император издал указ: «Так как чрез вывезенные из-за границы разные книги наносится разврат веры, гражданских законов и благонравия, то отныне впредь до указа повелеваем запретить впуск из-за границы всякого рода книг, на каком бы языке оные не были, в государство наше, равномерно и музыку...»
С Пруссией, в 1800 г., заключен был договор морского вооруженного нейтралитета; трактаты с прочими, не враждовавшими в то время с Россией государствами, подтверждались безо всяких изменений.
Торговля с Китаем, по правилам 1800 г., должна была иметь строго меновой характер; на деньги продавать китайцам что-либо запрещено было под страхом штрафа. Для защиты интересов русской торговли избраны первейшие купцы, которые должны были заботиться о поднятии цен на русские товары и о понижении — на китайские. По изданному в 1800 г. для торговли с Китаем кяхтинскому тарифу, таможенная пошлина должна была взиматься китайским золотом и серебром, а также русскою медною монетой и ассигнациями; допущены были, как и раньше, отсрочка в платеже и перевод векселями на Иркутск, Тобольск, Москву и Петербург.
В ноябре 1800 г. повелено было секвестровать во всех лавках и магазинах всякие англ. товары и совершенно запретить продажу их.
Одна из характерных историй. В Петербургском кадетском корпусе воспитывались сыновья известного немецкого драматурга и романиста АВГУСТА-ФРИДРИХА КОЦЕБУ. Он решил оставить место директора придворного театра в Вене и ехать к сыновьям, но на границе арестован и сослан в Сибирь. Вскоре императору Павлу попала в руки небольшая пьеса Коцебу «Лейб-кучер Петра Великого», и драматург возвращен из изгнания, осыпан милостями и поставлен во главе управления немецким театром.
В Петербурге чистота, красота, порядок и единообразие, но с точки зрения русских и иностранцев выглядит он по-разному. Иностранцам кажется, что в моде Восток. Жилища вельмож украшают южные растения, благовония, азиатские диваны. В огромных оранжереях с искусственным климатом зреют плоды всех стран. Речь знатных петербуржцев блещет изяществом и благородством, но не принято быть задушевным и откровенным. Русским кажется, что в моде не столько Восток сколько самый что ни есть Запад. Это время павловского ампира в архитектуре, прикладном искусстве, живописи, одежде и пр. Это соверешенно западный стиль пришедший из Наполеоновской Франции.(Здесь учтено замечание Михаила. Август 2000)
С 1799 года действует распоряжение петербургского обер-полицмейстера, чтобы никто не имел бакенбард.
Во всю идет строительство. Инженерный замок в Петербурге архитектора В. И. БАЖЕНОВА в этом году закончил В. Ф. БРЕННА.
В Москве сосуществует все разнообразие нравов и племен России. Разгул индивидуальности, как в архитектуре, так и в манере проводить время и общаться.
Тревожное состояние Европы загнало в Россию множество французских эмигрантов и выходцев из других стран, в том числе и художников. Особыми талантами они, в основном, не блещут, но находят благодарные для себя занятия и нередко оттесняют русских от дела.
Евреев в Москве и Петербурге нет. При Екатерине II, после присоединения Крыма и Новороссии и разделов Польши установлено понятие о черте еврейской оседлости, в которую включены малороссийские, новороссийские губернии, Крым и провинции, присоединенные по трем разделам от Польши. Там евреи могут пользоваться всеми гражданскими правами наравне с прочими людьми среднего рода. В остальные части империи доступ им запрещен. В местах приписки на евреев наложены двойные подати.
Все крестьяне — крепостные, государственные или помещичьи. Государственные платят подушную подать, отбывают натуральные земские и рекрутскую повинность, уехать никуда не могут, прикреплены к обществам круговой порукой и паспортной системой. Дворцовые и государевы крепостные называются удельными — их 464 тысячи душ мужского пола, почти все на оброке. Конюшенные крепостные — собственность конюшенного ведомства. Ямщики — тоже крепостные, поселены при больших трактах, чтобы содержали почтовые станции и отбывали почтовую гоньбу. Некоторые государственные крепостные приписаны к лесам адмиралтейства, часть — к казенным и частным заводам. Их не продают отдельно от заводов и наказывают только по решению земских судов, в остальном же они ничем не отличаются от помещичьих крепостных.
Помещичьи крепостные несут повинности натуральные и денежные. Они работают на господских полях (что называют барщиной), вывозят барские продукты на рынок — иногда за несколько сот верст — и вообще своим инвентарем и скотом делают все, что нужно помещику. А тот по закону отвечает за исправное отбывание ими государственных податей и повинностей и должен заботиться об их питании в неурожайные годы. Воскресная и праздничная работа запрещена, а трехдневная барщина считается достаточной, но закон этот почти не исполняют. Там, где развиты неземледельческие промыслы, барщину заменяют оброком, выплачиваемым продуктами сельского хозяйства или деньгами. Сколько платить, определяет помещик. В чисто оброчных деревнях крестьяне не только самостоятельны в домашней жизни, но пользуются и значительной долей самоуправления. Нередко в барщинных имениях облагают оброком крестьян, отпущенных на заработки и промыслы.
Священнослужители пока не освобождены от телесных наказаний.
До 1800 каждый полковой священник подчинялся преосвященному, в епархии которого квартировал его полк. В ходе военных кампаний Синод поручал отдельным лицам руководство военным духовенством, находящимся на театре военных действий. Эти временные руководители именовались обер-полевыми священниками или обер-иеромонахами флота. Павел I высочайшими указами в 1800 сделал должность обер-священника армии и флота постоянной и передал в его ведение военное и морское духовенство.
Для купечества установлено почетное звание мануфактур-советник. Его удостаиваются купцы, пробывшие в первой гильдии не менее 12 лет сряду.
Военные все одеты в темно-зеленые кафтаны (с точки зрения иностранцев длинные, с точки зрения русских - короткие), короткие жилеты и длинные шинели с разнообразного цвета приборным сукном на воротниках, обшлагах и лацканах. Офицеры к определенным видам формы обязаны носить трости. (Здесь учетно замечание Михаила Август 2000)
Солдатские дети считаются принятыми на военную службу с момента рождения. С 12 лет их помещают в одно из военно-сиротских заведений. Действительная служба считается им с 15-летнего возраста, и они обязаны прослужить еще 15 лет. На такой же срок принимают добровольцев — вольноопределяющихся. Рекруты обязаны служить 25 лет.
С 1786 года существует Служба эстафетных сообщений о погоде, видах на урожай и ценах на хлеб. Она просуществует до начала XX века.
Вообще суждения случайных гостей о России, совершенно правдивые, могут быть и ложными - читая мемуары, приходится это учитывать. Масса иностранцев, например, писали, что в России не курят, в то же времякурение было одним из элементов времяпровождения еще в Екатериниское царствование. На улице не курили, наверное. (Здесь учтено замечание Михаила Август 2000)
Сын императора, Александр, два года женат на баденской принцессе Елизавете Алексеевне. Он получает пенсию в размере 500000 рублей в год, назначен шефом второго гвардейского полка и генеральным инспектором армии, начальником «канцелярии войны и флота», главным директором полиции империи и президентом Сената, кроме того, великой княгине ассигновано ежегодно отдельно 150000 рублей. В воспитатели младших сыновей, Николая и Михаила, Павел выбрал графа МАТВЕЯ ИВАНОВИЧА ЛАМСДОРФА.
Любимец Павла — КУТАЙСОВ ИВАН ПАВЛОВИЧ, родившийся около 1759 г. — турок, взятый в плен под Бендерами. Он был подарен императрицей Екатериной цесаревичу Павлу и послан за границу для обучения фельдшерскому и парикмахерскому искусству. Затем он занял место камердинера при Павле и быстро завоевал его исключительное доверие. В 1799 году он получил сначала баронский, затем графский титул Российской империи и богатые поместья-угодья.
Вице-канцлер — князь АЛЕКСАНДР БОРИСОВИЧ КУРАКИН (1752 г. р.). Он воспитывался под руководством своего дяди графа Н. П. ПАНИНА вместе с тогда еще великим князем Павлом Петровичем, позже учился в Киле и Лейдене. Близость к цесаревичу вызвала при Екатерине удаление его в деревню, где он собрал громадную библиотеку. Взойдя на престол, Павел призвал его сразу. Брата Куракина АЛЕКСЕЯ БОРИСОВИЧА, семью годами младше, он назначил генерал-прокурором. Тот собрал три книги законов уголовных, гражданских и казенных дел и восстановил при сенате школу юнкеров из дворян для обучения их правоведению.
Генерал-адьютанты при Павле — УВАРОВ, граф ЛИВЕН, князь ДОЛГОРУКИЙ и князь ГАГАРИН.
В марте ФЕДОР ВАСИЛЬЕВИЧ РОСТОПЧИН назначен членом Государственного совета и по май оставался министром иностранных дел. Хотя род Ростопчиных и настоящий дворянский и древний род, но не знатный и не богатый. Отец Федора Васильевича простой майор, мать — урожденная КРЮКОВА.
Восьмилетний ИВАН ЛАЖЕЧНИКОВ учится. Отец его, коммерции советник и один из богатейших коломенских купцов, отличается любовью к образованию. Он пригласил к сыну француза-эмигранта БОЛЬЕ, человека гуманного и просвещенного. Но тут отец, вследствие доноса, попал в Петропавловскую крепость. Он будет скоро освобожден, но благосостояние семьи разрушится.
АННА ПЕТРОВНА ПОЛТОРАЦКАЯ (будущая Керн, «Я помню чудное мгновенье...») в этом году только родилась. Она воспитывается в Тверской губернии в доме родного деда по матери вместе с двоюродной сестрой АННОЙ НИКОЛАЕВНОЙ ВУЛЬФ.
Вышел в отставку и поселился в Москве ИВАН КОШЕЛЕВ. Когда-то он учился в оксфордском университете и понравился ПОТЕМКИНУ, который возвел его в генерал-адьютанты. Екатерина заметила ум и красоту молодого Кошелева и призвала его к себе. Этого было достаточно, чтобы Потемкин командировал его во внутренние губернии, откуда он до смерти Екатерины в Петербург не возвращался. В Москве Кошелев прослыл за «либерального лорда» и пользуется всеобщим уважением. Он живо интересуется науками и особенно любит историю. Жена его, дочь французского эмигранта, умна и образована.