Всероссийское Генеалогическое Древо

Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника

База содержит фамильные списки, перечни населенных пунктов, статьи, биографии, контакты генеалогов и многое другое. Вы можете использовать ее как отправную точку в своих генеалогических исследованиях или просто рассказать о себе всему миру - пусть родственники сами найдут вас! Информация постоянно пополняется материалами из открытых источников.

Регистрация на форуме отдельная. Вам же удобнее если имя пользователя и пароль будут как здесь.

ПЕДАГОГ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ В. П. ВАХТЕРОВ


Генеалогическая база знаний: персоны, фамилии, хроника »   Статьи »   ПЕДАГОГ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ В. П. ВАХТЕРОВ
RSS
Поиск людей с помощью генеалогического сообщества



"главное значение для педагога имеет развитие личности воспитанника".

В основе творчества выдающегося педагога-просветителя Василия Порьфирьевича Вахтерова , по учебникам и книгам которого в первой четверти XX века училась вся Россия, заложена идея "эволюционной педагогики". Этой идее Вахтеров придавал исключительное значение, считая, что она сможет объяснить все накопленные к тому времени знания о воспитании, образовании и обучении, а также стать надежным инструментом дальнейших исследований педагогического процесса и его закономерностей. "Мне," писал он, - всегда представлялось существенно важным все отдельные вопросы, все части педагогики связать в одно целое. Попытки, предпринятые в этом направлении, не удовлетворяли меня, пока я не пришел к убеждению, что все отдельные элементы педагогики удобнее всего объединяются идеей развития, понимая эту теорию в самом широком смысле этого слова, и как развитие рода, и как исторический процесс, причем главное значение для педагога имеет развитие личности воспитанника". Эта идея красной линией прошла через жизнь и творчество этого выдающегося педагога.

Василий Порьфирьевич Вахтеров родился в 1853 году в городе Арзамасе Нижегородской губернии в семье промыслового рабочего. Восьмилетним мальчиком, у которого рано обнаружились незаурядные способности, Василий был отдан на учебу в Арзамасское духовное училище, а затем определен в духовную семинарию Нижнего Новгорода. Обучение в Арзамасском училище не вызывало у будущего педагога интереса к школьным занятиям. Однако глубокий интерес к знаниям возникал в тех случаях, когда в них он видел средство для решения жизненно важной задачи. Интерес к грамматике и математике, латинскому и греческому языкам, привел его к увлечению астрономией, филологией, психологией.
Семинарист Вахтеров становится в числе тех, кого захватило народническое движение. Интеллигенция призывалась "идти в народ" для того, чтобы сблизиться с ним. К этому призыву он отнесся по-своему. В результате горячих споров с близкими ему товарищами, а также под влиянием идей К. Д. Ушинского и Н. И. Пирогова, молодой семинарист приходит к мысли о том, что наилучшей формой практического служения народу является деятельность народного учителя. "Чем больше я читал педагогических книг, тем сильнее воодушевлялся задачами народного учителя, и притом не только как средством сближения с народом, а задачами воспитания и образования подрастающих поколений народа":-вспоминал впоследствии Василий Порьфирьевич.
Не окончив курса, Василий оставил семинарию и, сдав экзамены, получил назначение учителем в Василь - Сурск Нижегородской губернии, а вскоре - в уездное училище в Ардатове. Там вместе с несколькими учителями-энтузиастами он бесплатно вел занятия в открывшемся женском училище. Питая отвращение к семинарской учебе, Вахтеров в своей собственной учительской деятельности руководствовался дидактическими и методическими принципами прогрессивной педагогики 60-х годов.
В 1874 году он оканчивает курсы при Московском учительском институте и получает назначение учителем в одно из училищ Смоленской губернии. Шесть лет работает учителем, а затем становится инспектором народных училищ Смоленской губернии. В условиях реакции 80-х годов он проводит в жизнь свои демократические педагогические взгляды. Призывает учителей собирать библиотеки, связывать обучение с жизнью, строить учебный процесс на активности и самостоятельности учащихся.
В 1890 году его как энергичного, талантливого педагога переводят в Москву на должность инспектора народных училищ. На этом высоком посту Василий Порьфирьевич отстаивает новые прогрессивные методы обучения, борется за расширение программы общеобразовательной школы, способствует созданию различного рода общественных учреждений по внешкольному образованию, обучению взрослых.
Чтобы существенным образом изменить практику школьного обучения, недостаточно было усилий талантливых учителей-одиночек, каким был Вахтеров. Нужно было утверждать в общественном сознании новые взгляды на народную школу как на дело большой культурно-исторической значимости. И именно Вахтеров приложил немало усилий для распространения таких взглядов среди народных учителей. Это не могло не отразиться на его служебной карьере. Вскоре царская охранка начинает подозревать его в сознательном "прикрытии неблагонадежного элемента среди московских учителей и за ним устанавливается полицейский надзор.
В 90-х годах Вахтеров принимает активное участие в общественно-педагогической деятельности. Он становится членом комиссии по народному образованию Московского губернского земства, работает в Московском комитете грамотности, выступает организатором библиотек и школьных музеев, пытается внедрять новые методы учебной и воспитательной работы. Будучи инспектором народных училищ в Москве, он способствует развитию обучения взрослых, поощряет частную инициативу в открытии воскресных школ. Часто выступает перед учителями и общественностью с докладами о роли библиотек в просвещении, о народных чтениях.
Но на своем опыте Вахтеров убеждается, что царское правительство не только не заинтересовано в распространении знаний среди народа, но делает все, чтобы помешать усилиям общественности в этом направлении. Педагога преследуют за прогрессивный образ мысли, обвинив в неблагонадежности. Но несмотря на это, с годами расширялись масштабы его педагогической деятельности, а вместе с тем росла его известность в учительской среде. Но особую популярность Вахтерову принесли его статьи в защиту права учителя на педагогическое творчество.
Уволенный осенью 1896 года со службы, Вахтеров работает редактором в издательстве И. Д. Сытина, составляет "Букварь" для народной школы, готовит учебники "Новый утварь", "Внешкольное образование народа", "Народные чтения", "Нравственное воспитание и начальная школа", брошюры о сельских библиотеках. Эти произведения вошли в учебную практику и получили широкое признание маститых ученых-педагогов и просветителей.
Будучи педагогом по призванию, Василий Порьфирьевич не ограничивается литературной работой. С 1897 года он заведует педагогической частью школы при морозовской фабрике в Твери. В том же году он проводит свои первые учительские курсы в городе Хороле Полтавской губернии. Затем учительские курсы в Лубнах, Сураже, Курске, слуге, Армавире, Симферополе, Керчи, Севастополе, Минске и других городах России. В 1902 году он инициатор и участник Первого съезда представителей обществ вспомоществования лицам учительского звания. За призывы к объединению и "систематическую пропаганду среди рабочих социалистических идей" в 1903 году его арестовывают и высылают под надзор полиции в Новгородскую губернию.
Годы первой русской революции 1905-1907 гг. были периодом наиболее интенсивной общественно-педагогической деятельности Вахтерова. Он выступает одним из активных деятелей Всероссийского Учительского союза и Лиги образования. Ведет работу в специализированных комиссиях Учительского союза, работает редактором вновь организованного журнала "Просвещение".
Яркой страницей в жизни и творчестве этого замечательного педагога-просветителя стала идея о всеобщем обязательном обучении. В середине 70-х годов были разработаны проекты, получившие поддержку со стороны отдельных либеральных деятелей просвещения, понимавших необходимость и неотложность такой меры. "Нам медлить нельзя и опасно. Образование Европы идет вперед; невежество исчезает там быстро... Неужели мы будем стоять на месте, не предпринимая никаких мер против страшного невежества, которое останавливает успехи нашей промышленности, парализует развитие всех производительных сил в нашем умном и талантливом народе?"-пишет в своих произведениях Вахтеров. Однако на пути идеи всеобщего образования стояло Министерство народного просвещения во главе с монархистом-реакционером Д. А. Толстым, которым не только были отвергнуты проекты, но и предпринимались новые ограничившие инициативу земств меры против народного образования.
В этих условиях Вахтеров многое сделал для того, чтобы общественность осознала необходимость решения этого насущного для народного образования России вопроса. В конце XIX - начале XX вв. Вахтеров, опираясь на статистические данные, с глубоким знанием действительного положения школы и учителя доказал необходимость всеобщего обязательного обучения. Еще в 80-е годы он вел исследования проблем всеобщего обучения в Смоленской губернии, одновременно предпринимая и практические шаги в этом направлении, выступая по вопросам всеобщего обучения в печати, газете "Смоленский вестник", "Журнале Министерства народного просвещения". Проблемы эти он продолжал исследовать и в комиссии Московского губернского земства.
Прогрессивные идеи педагога-просветителя были поддержаны многими буржуазными деятелями той эпохи. Но если они видели в распространение первоначального школьного обучения лишь средство повышения прибыльности труда работника капиталистического производства, то Вахтеров рассматривал обучение как средство умственного и нравственного развития подрастающего поколения.
В самом начале 1895 года Вахтеров выступил на Втором съезде по техническому образованию с докладом, имевшим огромный успех. Он убедительно доказал возможность осуществления всеобщего обучения в России. Одна из слушательниц впоследствии с восторгом вспоминала об этом: "Мы - молодежь - были точно наэлектризованы, нам казалось, что вот сейчас начнем работать, что близок конец позорной безграмотности".
Но наступившая после поражения революции 1905-1907 годов реакция положила конец многим просветительским начинаниям талантливого педагога-просветителя. Деятельность Лиги образования и ее отделений была прекращена. Сам Василий Порьфирьевич теперь гораздо больше сил и времени отдает литературно-педагогической работе, продолжая участвовать в общественно-педагогической деятельности; в обучении взрослых, в работе Всероссийского съезда по народному образованию, в организации помощи учителям-военнопленным в годы первой мировой, во Всероссийском съезде преподавателей русского языка.
В 1909 году Вахтеров поселился в деревне Новолоки Ферзиковского уезда, где он активно включился в строительство сельской школы. Построил на свои средства здание библиотеки и музея. С открытием школы в 1911 году Василий Порьфирьевич стал её первым директором.


Страницы: 1 2 #

Текущий рейтинг темы: Нет



Быстрый переход в раздел:

Реклама от YouDo
Бытовой ремонт: евроремонт на кухне цена, в Нижнем Новгороде.
Услуги частных специалистов: отделка однокомнатных квартир, подробнее здесь.